Минпросвещения планирует пересмотреть модель экспертизы школьных учебников
Опубликовано 01 марта 2019Министр просвещения сообщила о планах ведомства совместно с РАН пересмотреть действующую модель экспертизы школьных учебников. Также министерство будет работать с Академией наук в направлении обновления содержания учебной литературы.
Ольга Васильева подчеркнула, что целесообразным будет возрождение традиций советской школы, когда в разработке учебников принимали активное участие ученые. Кроме того, министр выступила с инициативой указания имя рецензента на титульном листе учебника при создании федерального перечня. По ее мнению, это может стать гарантией высокого качества издания. Ставя свою подпись под текстом учебника, рецензент гарантирует ее качество своим научным именем, отметила министр. Поэтому Ольга Васильева уверена, что имена уважаемых рецензентов обязательно должны указываться на титульных листах.
Кроме того, в выступлении на заседании глава Минпросвещения отметила, что экспертиза учебной литературы будет научной и независимой, а также будет ужесточена.
Со своей стороны в РАН заявили о готовности принять участие в экспертизе школьной литературы. По словам вице-президента Академии наук Алексея Хохлова, ученые уже подготовили свои предложения по данной теме. В частности, речь идет о новых подходах к критериям оценки, организации экспертизы, отбору экспертов. Авторы инициатив считают, что это позволит повысить объективность и независимость экспертизы, а также избежать конфликта интересов.
Хохлов предлагает проводить экспертизу по заказу Минпросвещения. Благодаря использованию системы госзадания можно избежать ситуации, когда отдельные издательства напрямую направляют материалы на оценку экспертов, и платят им за положительные заключения.
Еще одной инициативой стал переход от оценки готовых издания до предварительной экспертизы рукописей авторов. Алексей Хохлов считает, что нужно отделить экспертизу от процесса издания учебников. Эта инициатива нашла поддержку у министра просвещения РФ. Ольга Васильева отметила, что недопустимо использовать учебники, в которых описываются открытия в физике, биологии, химии, совершенные более 30-ти лет назад. Конечно же, для разных дисциплин динамика обновления научных знаний будет отличаться. Вместе с тем, нужно настроить экспертный механизм таким образом, чтобы содержание учебников обновлялось своевременно.
Напомним, новый федеральный перечень учебников утвердили в конце прошлого года. В сравнении с предыдущей версией произошло сокращение количества изданий почти на треть.