К новому учебному году Минобрнауки представит обновленную модель функционирования аспирантуры
Опубликовано 14 мая 2017К началу следующего учебного года образовательное ведомство планирует представить одновленную модель функционирования аспирантуры. Об этом сообщил Сергей Пилипенко, глава Департамента госполитики в сфере высшего образования Министерства образования. По его словам, сегодня уже создана вторая рабочая группа, которая занимается данным вопросом. Она сформирована в рамках Минобрнауки и работает над рассмотрением разных подходов к модели аспирантуры.
Пилипенко напомнил, что в соответствии со вступившим в силу в 2013 году законом об образовании, аспирантура считается третьим уровнем высшего образования, наравне с магистратурой и бакалавриатом. При этом по завершению третьего года обучения государственная итоговая аттестация в аспирантуре проводится в виде выпускной квалификационной работы. Такая работа не считается аналогом кандидатской диссертации. Таким образом, после обучения аспирант получает не научное звание, а квалификацию «преподаватель-исследователь».
По словам представителя образовательного ведомства, включение аспирантуры в уровень образования стало серьезным прорывом. Вместе с тем, практика свидетельствует, что это в полной мере соответствует действительности. На данный момент необходимой является задача связки аспирантуры с защитой диссертации. Пилипенко отметил, что сегодня идет рассмотрение различных вариантов того, каким образом это можно осуществить.
О конкретной модели Министерство образования пока что рассказать не готово, отметил замглавы Департамента Минобрнауки. Причина в том, что вопрос окончательно еще не решен. Интересные модели действительно существуют, добавил Пилипенко, вместе с тем, вопрос очень серьезный и находится под вниманием Совета Федерации, Госдумы и Администрации главы государства. Конкретные предложения Минобрнауки надеется представить уже к сентябрю этого года, подчеркнул он.
Стоит напомнить, что в начале апреля министр образования РФ выступила с инициативой сокращения числа аспирантов до 2-3 человек на каждой кафедре. Ольга Васильева заявила, что не согласна с тем, что аспирантуру считают третьей ступенью образования, не предусматривающей обязательной защиты диссертации. По ее мнению, сокращение числа аспирантов в вузах позволит сделать защиту докторской «событием жизни», а также даст возможность воспитывать настоящих исследователей. Также министр считает, что ректор должен иметь возможность лично распределять бюджетные места в аспирантуре по специальностям.