Поволжский Образовательный Портал

Мониторинг вузов движется в сторону усложнения

Опубликовано 18 февраля 2014

РСР предложил учитывать в мониторинге вузов число преподавателей до 36 лет, а также считать олимпиадников, подготовленных выпускниками педвузов.Следуя распоряжению от правительства РФ, Министерство образования и науки РФ модернизирует систему оценки работы высших учебных заведений в России. В частности, широкому спектру изменений подвергаются критерии мониторинга вузов. Российский союз ректоров предложил учитывать не тех, кто закончил вуз и встал на биржу труда, а наоборот –  успешно работающих и отчисляющих налоги в бюджет.

Ряд предложений от РСР включает в себя существенное увеличения числа критериев мониторинга эффективности в 2014 году. В 2013 система оценки уже претерпела изменения, – все вузы поделили на крупные отраслевые группы, ввели критерий трудоустройства. Однако ректоры не желают на этом останавливаться, заявляя, что мониторинг должен становиться гибче.

Генсек РСР Ольга Каширина объясняет пожелания союза ректоров тем, что уникальность вузов отраслевой направленности нужно сохранить, так как изначально все высшее образование в стране было сконструировано по отраслевому принципу.Генсек РСР Ольга Каширина объясняет пожелания союза ректоров тем, что уникальность вузов отраслевой направленности нужно сохранить, так как изначально все высшее образование в стране было сконструировано по отраслевому принципу. Нужно продолжить деление, считает Каширина, с тем, чтобы выделить вузы с инженерно-техническим и педагогическим профилем.

Так для педвузов предполагается ставить в учет число подготовленных выпускниками призеров и победителей олимпиад школьников, долю педагогов, работающих в образовательных организациях других регионов, в частности – на селе.

Инженерно-технические вузы хорошо оценивать еще и по доле выпускников, работающих на государственных предприятиях в важнейших областях науки и техники, – предлагает Каширина.

Следует учесть карьерные успехи выпускников, опираясь на показатели вклада в развитие и бюджет страны, считает генсек РСР.

С другой стороны, ректорам не нравится желание Минобрнауки ввести в систему мониторинга учет числа преподавателей с учеными степенями (ведомство считает достойным уровень в 70% таких педагогов в вузе). РСР считает этот показатель вредным для приема молодых педагогов и аспирантов, не имеющих степеней, в вузы.

По мнению Ольги Кашириной, учет должен быть сбалансированным и равноценным. Она предлагает учитывать долю преподавателей с учеными степенями, званиями или степенями PhD зарубежного вуза, а также молодых преподавателей до 36 лет. Показатель же преподавателей с учеными степенями существенно снизить.

Союз ректоров ратовал за выделение педвузов в отдельную когорту уже по причине того, что сама система педагогического образования работает на внутренний рынок, а в критериях присутствует такой вредный для педагогических образовательных организаций критерий, как число иностранных студентов. Откуда им взяться в педвузах в необходимом количестве, – задают вопрос в Российском союзе ректоров,, – если педвузы ориентированы на обучение учителей и педагогов для России?

* * *

Мониторинг эффективности вузов впервые был проведен осенью 2012 года для государственных учебных организаций высшего образования.Мониторинг эффективности вузов впервые был проведен осенью 2012 года для государственных учебных организаций высшего образования. В 2013 году критерии мониторинга были существенно расширены, а под прицел оценки попали все вузы; как государственные, так и частные. По результатам мониторинга Рособрнадзором было проведено множество проверок учебных заведений, выявлены грубейшие нарушения законодательства РФ вплоть до прямой торговли дипломами. Лицензий на право ведения образовательной деятельности лишились 70 вузов в стране, несколько сотен вузов были признаны неэффективными и подлежащими реорганизации. По сообщениям чиновников образования, цель, для которой создавалась система мониторинга эффективности, в принципе достигнута, и в дальнейшем систему следует модернизировать и улучшать.

 

Автор: © Aleksej Kuntsevich

Другие матералы рубрики: