Мониторинг вузов раскритикован Госдумой
Опубликовано 02 июня 2014Министерство образования и науки закончило проводить мониторинг высших учебных заведений относительно их неэффективности и предоставило полученные данные в Госдуму РФ. Парламентарии были крайне возмущены увиденными результатами и отказались их признавать. По мнению депутатов Госдумы, чиновники Минобрнауки некачественно выполнили свою работу. При этом все подходы по оценке вузов имеют личностный и субъективный характер. Члены Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности высших учебных заведений, а именно Николай Булаев, замруководитель фракции «Единая Россия», и зампредседатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, Александр Хинштейн, предложили альтернативный вариант. Они готовы взяться за разработку новых стандартов и собственных критерий для получения достоверных оценок высших учебных заведений.
Больше всего парламентариев возмутили оценки относительно некоторых фактов, которые в реальности не могут быть и об этом известно без всяких проверок. Так, например, удивили показатели по количеству квадратных метров на одного учащегося, востребованность выпускников определенных вузов, а также количество иностранных студентов. В Самарской области по данным Министерства образования и науки подходят только два вуза, на самом деле такого не может быть, ведь многие учебные заведения не имеют своей собственности и вынуждены арендовать площадь. Кроме того, Министерство образования ежегодно самостоятельно меняет критерии, по которым проводится оценка эффективности вузов. Об этом свидетельствует тот факт, что мониторинг метража резко вырос с 11 до 14. Есть отдельные образовательные заведения, которые совсем недавно претерпели реорганизацию, но уже показывают хорошие данные по уникальности. Все эти показатели не соответствуют реальности.
3 июня пройдет заседание, на котором Александр Хинштейн основательно решил поднять вопрос о сроках мониторинга. Он считает, что вузы после реорганизации должны проверяться не ранее чем спустя три года, чтобы успеть адаптироваться и восстановиться. Если не предпринять меры и правильно не разработать критерии оценки эффективности, то достижение цели относительно получения качественного образования будет долгим процессом, и не факт, что увенчается успехом. К тому же нужно убрать некоторые критерии, по которым оценка проводится сегодня, но они мало имеют отношения к качеству образования. Нужно пересмотреть всю систему эффективности вузов в корне.