Наглядные пособия: нужны ли они в современной школе?
Опубликовано 13 июня 2016Значительную часть своего времени каждый ребенок проводит в школе, где и закладываются основы его знаний. Однако далеко не всегда детям действительно интересно на уроках, ведь многие понятия и темы сложны для их восприятия. Поэтому с целью упрощения процесса получения новой информации и привлечения внимания школьников, педагоги сегодня активно применяют специальные наглядные пособия.
Роль таких учебных материалов при изучении практически любой школьной дисциплины сложно переоценить. Прежде всего, они позволяют активизировать внимание детей, увлечь их, втянув в процесс получения новых знаний. А это и является одной из главных задач учителя. Кроме того, с их помощью можно существенно сократить время, нужное для объяснений, ведь часто информация визуально воспринимается и запоминается значительно лучше. Кроме того, использование наглядных пособий положительно сказывается на развитии:
- логического мышления;
- речи;
- количественных и пространственных представлений;
- навыков обобщения и анализа.
При этом данные вспомогательные материалы будут существенно отличаться в зависимости от конкретной дисциплины. К примеру, пособия по биологии, истории или географии призваны продемонстрировать изучаемые объекты. Это позволяет школьникам составить более полное и правильное впечатление об определенном природном явлении, животном, растении и т.д. А вот оснащенность кабинета русского языка и литературы средствами наглядности будет несколько другой. Здесь школьникам уже будут предложены содержательные схемы и таблицы, поясняющие определенные правила. Также учитель может использовать портреты известных писателей и поэтов, которые оказали существенное влияние на развитие русского языка и литературы.
В общем, основные группы пособий, используемых в учебном заведении, можно разделить на следующие виды:
- условные графические рисунки - схемы, диаграммы, графики, чертежи и т.д.;
- динамические наглядные модели - фильмы, диафильмы, фрагменты телепередач и т.д.;
- натуральные предметные модели - фотографии, муляжи и т.д.;
- интерпретированные модели - химические или математические формулы, уравнения и т.п.
В процессе обучения они применяются учителем для достижения различных целей. Так, они могут служить для ознакомления с новой темой, закрепления материала, проверки изученного. При этом рекомендуется использовать такие пособия лишь в пределах необходимого, чтобы достичь их наибольшей эффективности. Неправильное же применение этих средств обучения может привести к негативному результату, уведя учащегося от выполнения поставленной перед ним задачи. К примеру, использование сразу многих средств наглядности только рассеивает внимание школьника, утомляет его.
Сегодня наряду с традиционными наглядными пособиями широко применяются на уроках и такие современные их разновидности, как мультимедийные проекторы, компьютеры, экраны и т.д. Широкий выбор таких полезных в образовательном процессе устройств представлен, в частности, на сайте http://Солнечный-мир.рф. Данные пособия предоставляют огромные возможности в преподавании той или иной дисциплины, вызывая у детей интерес и упрощая для учителя задачу подготовки вспомогательных учебных материалов.
Однако, для того, чтобы используемые средства наглядности могли в полной мере выполнить свою психолого-педагогическую функцию, педагог должен очень требовательно и тщательно подходить к их подготовке в каждом конкретном случае. Это позволит избежать концентрации внимания ребенка на самом наглядном пособии вместо осознания того явления или процесса, которое оно призвано продемонстрировать и пояснить.