Ректора ведущих вузов страны обсудили направления развития технического образования в России
Опубликовано 16 октября 2014Ректора ведущих вузов страны собрались на прошлой неделе на площадке НИУ Южно-Уральский госуниверситет, чтобы обсудить перспективы развития технического образования в России. Ожидается, что подобные выездные заседания на протяжении года будут организованы в разных регионах РФ. Целью этой чреды мероприятий станет корректировка курса развития высшего образования в соответствии с потребностями и запросами регионов.
Июльский Съезд РСР определил главной темой обсуждения на сессии инженерное образование в России. Причиной подобного выбора темы стало выступление президента на заседании Совета по науке и образованию, в котором он подчеркнул особую важность инженерных кадров в обеспечении конкурентоспособности государства.
Пленарное заседание Совета открыл ректор МГУ и президент РСР Виктор Садовничий. В своей речи он указал, что основной целью этой встречи является выработка принципиально новой концепции высшего образования, с помощью которой высшая школа сможет сделать решительный шаг вперед. Виктор Садовничий отметил, что в 70-х годах прошлого века Россия была одним из лидеров высшего образования в мире. Сегодня, по его словам, создается впечатление, что достигнув определенной вершины, высшее образование в стране перестало развиваться дальше. Президент РСР считает, что необходимо как можно скорее восстановить былое лидерство в этой области.
В выступлении ректора МГУ он рассказал о своем видении будущего технического образования в стране. Так, по его словам, перспективными направлениями образования в технических вузах станут нанотехнологии, биоинформатика, генная инженерия, биотехнология и т.д. Кроме того, Виктор Садовничий считает, что необходимо активнее использовать потенциал суперкомпьютерного консорциума, который в нашей стране объединяет свыше 70 вузов. Пока что лидерами в этой области являются Китай, США и Япония. По мнению президента РСР инициатива по усилению позиций России в этой области должна исходить, в том числе, и от государства.
На необходимость создания новых инжиниринговых центров и расширения сети отраслевых научно-исследовательских лабораторий указал в своем выступлении Александр Шестаков, ректор Южно-Уральского госуниверситета и председатель Совета ректоров вузов Уральского федерального округа. Также он считает, что важно усиливать мотивацию студентов для поступления в технические вузы и совершенствовать уровень подготовки технических кадров в стране. Шестаков поддержал идею Садовничего о необходимости возрождения лучших советских традиций высшей школы. Также он считает, что нужно использовать человеческий аспект в концепции развития высшего образования.
Александр Дегтярев, член Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, привел неутешительную статистику. Так, по его информации, подготовка специалистов технических специальностей ведется в РФ в более чем 550 вузах, при этом только 35% инженеров работают по специальности. И это в то время, когда дефицит в этой области составляет 25%. Парадоксальной является на этом фоне и ситуация, когда страна закупает технику, коммуникационные технологии, продукцию фармацевтической промышленности за границей, расходуя миллиардные средства при наличии такого количества центров подготовки технических кадров.
В ходе обсуждения участники мероприятия пришли к выводу об огромном значении сетевого взаимодействия между вузами, а Виктор Садовничий рассказал об успешном опыте МГУ в этой сфере. По окончании выступлений докладчиков развернулись оживленные дискуссии, которые коснулись, в первую очередь, вопросов прикладного бакалавриата, а конкретно системы обучения «бакалавр-магистр». Ранее Виктор Садовничий рассказал журналистам, что, по его мнению, эту систему нужно пересмотреть и перевернуть существующий сегодня принцип: четыре года на бакалавра и два - на магистра, дав студентам больше времени непосредственно на получение знаний по выбранной специальности.
Виктор Садовничий пообещал сообщить о результатах заседания и полученных предложениях относительно новой концепции высшего образования главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову и помощнику президента России Андрею Фурсенко. Также их рассмотрят на съезде РСР 30 октября этого года.
Редактор: Ludmila Tihonova