Научная лаборатория как бизнес
Опубликовано 29 июля 2019Прошли те времена, когда наука была лишь потребителем финансов. Сегодня многие инвесторы, вкладывающие средства в научные разработки и современные инновации, требуют возврата вложенных инвестиций. И тогда научные лаборатории должны думать не только о том, чтобы создавать новые продукты, но и о том, как возвращать потраченные на исследования денежные средства.
Одним из ярких примеров успешного объединения бизнеса и науки являются немецкие лаборатории. Они уже давно перешли из разряда реципиентов, получающих средства на научные исследования и разработки, в разряд бизнес-партнеров, возвращающих эти средства с солидной прибылью. Такая возможность появилась благодаря продвижению инновационной продукцию на рынки бывшего СССР.
Успешный опыт объединения бизнеса и науки
На территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана представлены установки для подготовке воды к проведению исследований. Когда-то (примерно 30 лет назад) это оборудование создавалось в рамках научных изысканий ведущими лабораториями в Германии, а потом было внедрено в серийное производство. Это дало возможность продавать результаты разработок и зарабатывать деньги. Первые примеры оборудования по водоочистке появились примерно 30 лет назад – в начале 90-х годов прошлого столетия начали выпускаться системы под названием SG WATER.
Назвать этот бизнес немецким можно с большой натяжкой – пять лет назад американская компания Evoqua выкупила эту лабораторию у немецкого концерна SIEMENS. Сами производственные мощности остались в Германии – тут для них создана специальная инфраструктура (научные работники, производственные мощности, столетние стандарты качества) и нет смысла переносить их на территорию США. В результате в выигрыше оказались и представители SIEMENS, в несколько раз превзойдя в результате продажи первоначальные вложения, и представители Evoqua, которые добавили к своей линейке инновационные высокорентабельные товары. Экономический эффект на лицо! От параметров этого растворителя зависит чистота проведения большинства экспериментов.
Инструменты для определения прибыльности научных проектов
На самом деле, чтобы просчитать эффективность научных вложений, нужно уметь определить:
- Общие проектные затраты – сколько потребуется денег на создание инновационного продукта;
- Как быстро сможет появиться прибыль (многие научные проекты растянуты во времени, и возврат инвестиций может быть съеден коэффициентом дисконтирования);
- Экономический эффект от работы в каждом конкретном периоде времени (если рассматривается один год, тогда помесячно, если несколько лет, то первый год помесячно, второй и третий – поквартально, дальше за каждый конкретный год;
- Срок окупаемости – когда полученные от продажи продукта средства вернутся в полном объеме к инвестору.