Навыками работы со словарем должны владеть все учителя предметники
Опубликовано 24 ноября 2017С инициативой о специальном обращении в законодательные органы власти для оказания содействия в принятии решений об оснащении школ современными словарями выступила Ирина Цыбулько, глава Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку. Она уверена, что эти меры положительно повлияют на качество подготовки школьников к экзаменам.
Цыбулько отметила, что во время экзаменов в 9-х классах дети могут пользоваться орфографическим словарем. Однако далеко не все ППЭ в достаточной мере оснащены словарями, рассказала она. Эксперт также подчеркнула, что навыками работы со словарем должны владеть не только учителя русского языка, но и остальные педагоги-предметники. Кроме того, она указала, что словари используются на каждом этапе создания КИМ.
О том, что легкость доступа к информации посредством интернета препятствует формированию у школьников навыков пользования словарями, а также негативно влияет на изучение русского языка, заявила Мария Каленчук, директор Института русского языка им. В. В. Виноградова. При этом она считает, что нормальным является большое количество словарей, ведь они описывают разные аспекты функционирования русского языка.
Эксперт уверена, что для детей и взрослых словари должны быть разными. При этом словарей для школьников должно быть много. Кроме того, Мария Каленчук подчеркнула, что нужно адаптировать словари для детской аудитории. По ее словам, это тяжелая работа, ведь важно не нарушить их научность, в то же время, сделав доступными. Эксперт также призвала относиться со всей серьезностью к этой задаче, ведь учеба - это труд, а не игра.
Сегодняшние же школьные словари Каленчук считает неадаптированными, а поэтому - неактуальными для учащихся. По ее словам, должны быть четкие критерии отбора слов, чтобы словарь включал только те из них, которые действительно трудны для ребенка, и используются в учебном процессе. Оторванность же от реалий приводит к тому, что дети не чувствуют необходимости пользоваться такими словарями.
Каленчук считает, что нужно вводить словари в учебный процесс, формируя его таким образом, чтобы во время выполнения упражнений нужно было бы постоянно обращаться к этой литературе. Со временем это станет привычкой для детей, и они научатся пользоваться словарями и другой справочной литературой не только во время уроков русского языка, но и других дисциплин. Она привала снабжать школьные линейки учебников словарями, чтобы сделать их частью учебного процесса. Кроме того, по ее словам, нужно отбирать словари для школ на основании экспертиз, по аналогии с учебниками.