Новая экономика требует новые кадры
Опубликовано 09 января 2024Экономическая теория описывает циклический характер развития экономики. При этом на каждом этапе экономического цикла зачастую возникает потребность в специалистах определенного профиля. Это подтверждается историческими данными. Например, в период промышленной революции 18–19 веков резко вырос спрос на инженеров, техников и квалифицированных рабочих в связи с бурным развитием машиностроения. По данным историка Дэвида Ландеса, в Британии численность инженеров увеличилась с 2700 человек в 1830 году до 20000 в 1870 году.
В период экономического подъема 1950-1960-х годов в США наблюдался рост занятости инженеров в автомобилестроении, авиастроении, нефтегазовой отрасли. По данным Бюро трудовой статистики США, занятость инженеров выросла с 860 тыс. человек в 1950 году до 1,7 млн в 1960 году.
В периоды экономических спадов и кризисов на передний план выходят финансисты и экономисты. Так, во время Великой депрессии 1930-х годов активно привлекались экономисты для разработки антикризисных мер. Наиболее востребованной специальностью была эконометрика для моделирования и прогнозирования экономики.
Статистика последних десятилетий демонстрирует рост спроса на IT-специалистов. По данным Международной ассоциации информационных технологий, в 2000–2020 годах доля занятых в ИТ-сфере выросла с 2% до 5% от общей занятости в развитых странах.
В частности, в США наблюдается дефицит программистов и специалистов по кибербезопасности. По прогнозу Бюро трудовой статистики США, с 2020 по 2030 годы спрос на программистов вырастет на 22%. В Германии, согласно индексу цифровой экономики банка ING, в 2020 году не хватало 137 тыс. специалистов в области информационных технологий.
Таким образом, исторические данные и текущая статистика подтверждают тезис о циклическом изменении спроса на специалистов различного профиля.
В России также наблюдаются структурные изменения в экономике, требующие новых кадров. Цифровизация, развитие высокотехнологичных отраслей, таких как IT, аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, предъявляют повышенные требования к квалификации работников.
Помимо этого, для успешного экономического развития необходимо повышение финансовой грамотности населения. Граждане должны разбираться в банковских продуктах, инвестициях, планировании личных финансов. Это позволит принимать взвешенные экономические решения.
Укрепление кадрового потенциала в сельском хозяйстве России является важнейшей задачей, учитывая вклад этой отрасли в экономику страны.
По данным Росстата, в 2020 году доля сельского хозяйства в ВВП России составила 4,1%. С учетом пищевой промышленности и смежных отраслей, агропромышленный комплекс формирует около 10% ВВП. За последние 10 лет наблюдается положительная динамика - средние темпы роста сельского хозяйства составили 2,7% в год.
Для дальнейшего развития АПК России необходимо внедрение новых технологий, цифровизация производства, подготовка высококвалифицированных кадров. По оценкам Минсельхоза РФ, к 2024 году дефицит кадров в аграрном секторе может составить около 160 тыс. человек.
Особенно востребованы будут специалисты в области точного земледелия, биотехнологий, ветеринарии, инженеры и IT-специалисты. Так, для развития точного земледелия необходимы агрономы, способные работать с системами мониторинга и геоинформационными данными. По прогнозу Института биоинформатики Сколтех, к 2030 году потребность российского АПК в таких специалистах может составить до 50 тыс. человек.
Для решения кадровых проблем АПК необходима модернизация системы аграрного образования. Профильные вузы должны наладить подготовку по современным агрономическим, ветеринарным, зоотехническим и экономическим специальностям с упором на освоение цифровых технологий, в том числе информационную и экономическую безопасность. Создание качественного методического обеспечения высшего образования и профессиональной переподготовки в области подготовки экономистов и управленческих кадров, включая:
- Разработку актуальных рабочих программ дисциплин, учитывающих современные требования рынка труда;
- Создание учебных пособий, в том числе электронных, отражающих новейшие достижения науки и технологий;
- Внедрение инновационных образовательных технологий - дистанционных курсов, лекции по экономике, тренажеров, виртуальных лабораторий;
- Развитие практико-ориентированного обучения с участием работодателей;
- Совершенствование фондов оценочных средств для оценки компетенций.
Такой комплексный подход к методическому обеспечению, наравне с повышением квалификации профессорско-преподавательского состава и расширения баз практик и стажировок на ведущих предприятиях отрасли позволит готовить специалистов, востребованных на современном рынке труда, и обеспечить отрасль высококвалифицированными кадрами.
Таким образом, в условиях становления новой экономики России ключевую роль играет кадровое обеспечение. Требуются как высококвалифицированные специалисты в наукоемких, высокотехнологичных секторах, так и повышение общего уровня экономической грамотности населения. От качества человеческого капитала во многом зависит дальнейшее поступательное развитие российской экономики.