В Минобрнауки уверены, что новый законопроект о целевом обучении поможет повысить его эффективность
Опубликовано 18 февраля 2018В Общественной палате РФ на днях состоялась общественная экспертиза изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» в отношении совершенствования целевого обучения. Участником мероприятия стал Александр Соболев, глава Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ.
В своем выступлении представитель образовательного ведомства отметил, что предложенный к рассмотрению проект закона имеет сложную структуру, а также предполагает подготовку свыше 10 подзаконных нормативных актов. Кроме того, он добавил, что в прошлом году по заданию кабмина был проведен анализ всех договоров о целевом приеме. По его итогам выяснилось, что свыше 50% из них не содержали обязательства трудоустройства, несмотря на соответствующую норму закона. Меры социальной поддержки учащихся отсутствовали в 40% договоров. В связи с выявленными недостатками на протяжении прошлого года была подготовлена и согласована общая конструкция законопроекта, отметил Соболев.
Также глава Департамента напомнил о разнице между целевым приемом и целевым обучением. По его словам, образовательное ведомство за последние два года разработало схемы, позволяющие обеспечить целевое обучение без целевого приема. В частности, после второго курса для студентов-педагогов проводят профориентационный экзамен. В случае, если студенты хотят связать свою дальнейшую деятельность с педагогикой, то они могут заключить договор о целевом обучении. Для таких учащихся предусмотрены определенные меры социальной поддержки. При этом договор охватывает не только обучение в бакалавриате, но и 2-3 года гарантированного трудоустройства. Участникам программы могут предоставляться субсидии на жилье, ипотечные кредиты. Таким образом, данная схема позволит заменить целевой прием целевым обучением в педагогике, считает Соболев.
Также представитель Минобрнауки рассказал и об эксперименте по подготовке кадров для ОПК. Уже с третьего курса бакалавриата и второго курса магистратуры учащиеся подведомственных Министерству образования вузов заключают договора, которые предусматривают их обучение по специальным программам, ориентированным на конкретные предприятия. При этом студенты получают повышенную стипендию и двойные гарантии со стороны вуза и предприятия. Ежегодно принимается около 3 тыс. таких студентов. За три года действия эксперимента число учащихся по таким программам достигло 9 тыс. человек. Этот проект - еще одна возможность замены целевого приема на целевое обучение.
Подытоживая свое выступление, Александр Соболев отметил, что принятие законопроекта приведет к уменьшению целевого приема и повышению его эффективности. При этом целевое обучение, в свою очередь, будет расширяться на все сферы профобразования. Это и является задачей законопроекта.
Представленный документ был положительно оценен участниками заседания. Они также предложили внести некоторые изменения в проект закона, в частности, гарантирующие достойную оплату труда целевикам.