Глава Минобрнауки рассказал о новом этапе развития системы высшего образования в России
Опубликовано 01 июня 2022«Новая система оценки труда ученых должна повысить конкурентоспособность российской науки», - об этом заявил глава Минобрнауки России Валерий Фальков на общем собрании членов РАН. Он подчеркнул значимость результатов совместной работы Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук и сообщил о создании российской системы оценки труда ученых.
«В непростых условиях ограничений и внешнего санкционного давления мы должны сделать акцент на развитии и реализации прорывных исследований. Новая система оценки труда ученых должна повысить качество и глобальную конкурентоспособность результатов российских исследований и научных журналов», — сказал Валерий Фальков.
Совместно с Минобрнауки России членам РАН предстоит решить ряд других масштабных задач. Среди них:
- работа по Программе фундаментальных научных исследований сроком до 2030 года,
- проведение объявленного Президентом РФ Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий.
Валерий Фальков о новом этапе развития системы высшего образования в России
В новых условиях стало очевидно, что отечественная система высшего образования должна претерпеть существенные изменения. С одной стороны, это обусловлено кардинальной перенастройкой технологических и экономических процессов, адаптацией экономики к новым реалиям. С другой стороны, за прошедшие двадцать лет внедрения базовых особенностей Болонской системы стало очевидно, что ряд из них не способствует достижению тех целей, которые мы ставили перед собой изначально.
Например, поступление в магистратуру без профильного образования зачастую ведет к снижению качества образования. Из этого, однако, не следует, что нам необходим коренной слом. На старте нового этапа развития отечественной системы высшего образования нам надо прагматично подойти ко всему накопленному опыту, отделить зерна от плевел.
Нужно, чтобы наши университеты вместе с индустриями, реальным сектором экономики, исходя из новых вызовов, принимали взвешенные решения и определяли, какие форматы нужны для развития конкретных отраслей.
В новой системе должно быть интегрировано все лучшее, что было в нашей истории и в советское время (опыт МИФИ и Новосибирского госуниверситета), и в новейшей истории, а это последние 20-30 лет. Мы понимаем, что образование «живет» длинными циклами, и любые непродуманные, скороспелые решения способны принести больше вреда, чем пользы. Но целеполагание менять пора. Стратегический вектор развития должен быть иным.
Выстраивать отношения с коллегами со всего мира мы продолжим, как и прежде, на основе фундаментальных принципов, по которым живут университеты уже не одно столетие. Это – автономия, академические свободы, мобильность, участие студентов и преподавателей в управлении университетом и так далее. Опираясь на эти принципы и учитывая предыдущий уникальный опыт развития, мы выстроим систему, которая будет привлекательна для иностранцев, и в то же время станет полностью отвечать национальным интересам.