Ректор Института Пушкина заявила о необходимости обновления системы подготовки русистов в России
Опубликовано 12 апреля 2019Изучение русского языка и продвижение его за рубежом обсудили участники первого заседания Межведомственной комиссии по сохранению, защите и развитию русского языка, которое состоялось в Минпросвещения. Во встрече приняла участие и руководитель ведомства Ольга Васильева. Она отметил, что продвижение и сохранение русского языка является одним из приоритетов работы ведомства, в том числе, и на международной арене.
По словам, министра, в этом направлении уже выполнена масштабная работа. Так, сегодня в 61 стране мира действует 120 кабинетов и 110 центров русского языка. Кроме того, более 350 проектов было выполнено в рамках федеральной программы «Русский язык». Благодаря государственной поддержке в прошлом году свыше 2,3 тыс. детей из-за рубежа получили возможность посетить детские центры «Орленок», «Смена», «Артек», «Океан».
Несмотря на все усилия, результативность работы по продвижению русского языка остается низкой, считает, ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая. Она отметила, что к проблеме нужен дифференцированный подход на государственном уровне, должна быть выработана структурированная госполитика. Статус любого языка за рубежом определяется такими показателями как количество детей, которые его изучают, и объемы подготовки кадров. По этим показателям русский язык демонстрирует отрицательную динамику, несмотря на множество межправительственных соглашений с другими странами, отметила эксперт.
Ректор заявила, что в России и некоторых других странах существует разница в подходах к изучению иностранных языков. Кроме того, она отметила, что в самой России также необходимо пересмотреть подходы к подготовке русистов. Маргарита Русецкая рассказала, что еще два года назад в Институте Пушкина подготовили профстандарт педагога русского языка как иностранного. Вместе с тем, данный документ все еще находится на стадии рассмотрения.
Должна быть выстроена системы продвижения русского языка, заявила ректор. При этом она должна включать индикаторы эффективности, работу по направлениям отдельных государств и ответственные координационные центры.
Что касается вопроса преподавания русского языка в России, что здесь необходимо направить усилия на повышение качества подготовки педагогов, считает Маргарита Русецкая. Требования к педагогам в отношении владения русским языком нужно повышать, подчеркнула она, и начинать нужно еще с абитуриентов педвузов. Для поступающих на педагогические отделения вузов ЕГЭ по русскому языку должен стать ключевым показателем, уверена эксперт. Поступать в вуз для освоения педагогической специальности могут только выпускники с высокими баллами ЕГЭ по русскому языку.