Президент РАО заявила о необходимости совершенствования школьной программы преподавания литературы
Опубликовано 11 октября 2016По мнению Людмилы Вербицкой, главы Российской академии образования, необходимо заняться совершенствованием школьной программы преподавания литературы. Она указала, что это необходимо в части анализа и обсуждения произведений, при раскрытии их нравственного содержания.
В разговоре с журналистами Вербицкая обратила внимание на тот факт, что преподавание литературы в школах длительное время строилось как литературоведческое. В таком формате изучения школьники в итоге знали только биографию поэта или писателя, сведения об историческом контексте его творчества, а также некоторые базовые понятия.
Введение же единого государственного экзамена, по словам президента Российской академии образования, еще более усугубило сложившуюся в литературном образовании ситуацию. Распространенным стало простое натаскивание на ЕГЭ, которое предусматривает знание только отдельных фактов и общей фабулы. Людмила Вербицкая подчеркнула, что сегодня необходимо переходить от вопроса, что учащийся сможет понять и освоить самостоятельно, к вопросу о том, чему он сможет научиться в сотрудничестве с компетентным педагогом и родителями.
Глава РАО указала, что главное в преподавании данной дисциплины - это правильная организация чтения и обсуждения произведения. Необходимо анализировать поступки героев и раскрывать перед детьми нравственное содержание произведений. При этом Вербицкая уверена, что для реализации данной задачи потребуется специальная программа развития читательской компетенции учащихся. Это позволит обеспечить «пристрастность» читателя к тому или иному литературному изданию.
Вместе с тем, такая серьезная задача потребует объединения усилий не только самих школ, но также и других организаций - библиотек, музеев, издательств, СМИ, а также ведомств и министерств, считает Вербицкая.
Напомним, ранее президент РАО заявила о том, что в школах уместно изучать некоторые духовные произведения. Вместе с тем, она считает, что из школьной программы можно было бы исключить произведения Достоевского и Толстого, так как они слишком сложны для школьников. По ее мнению, данные творения имеют глубокий философский смысл и не все дети смогут понять его. Также руководитель РАО указала, что окончательное решение будет оформлено в виде рекомендаций Общества русской словесности, и пока что неизвестно, какие именно произведения войдут в окончательный список.
При этом позднее в академии разъяснили слова главы организации, отметив, что она имела в виду факультативное изучение романов данных авторов.