В Минобрнауки задумались об изменении системы подготовки научных кадров
Опубликовано 27 сентября 2016Проблемы, которые существуют в современной системе российской вузовской аспирантуры, стали предметом обсуждения форума «Будущее науки», который прошел в Казани. В рамках мероприятия чиновники Министерства образования и науки встретились с российскими учеными, которые работают за рубежом.
Замминистра образования Людмила Огородова, выступая на форуме, отметила, что России важен международный опыт в данном вопросе. Нужно понять, каким образом далее развивать аспирантуру, добавила она. Также замглавы образовательного ведомства обратились к соотечественникам с просьбой провести оценку разработанной Минобрнауки предварительной модели новой аспирантуры.
В свою очередь, подробнее рассказал о проблемах действующей системы Сергей Пилипенко, замглавы департамента госполитики в области высшего образования. Ранее, отметил он, задачей аспирантуры являлась подготовка преподавателей для университетов, однако сегодня кандидаты наук востребованы не только в научных организациях и вузах, но и в бизнесе, госуправлении и т.д. Несмотря на это, все еще сохраняется требование к аспиранту получить педагогический опыт, добавил он.
Пилипенко заявил, что сегодня происходит борьба за то, чтобы вынести педагогическую составляющую из аспирантуры, ведь на нее выделяется лишь три года. Чтобы подготовить исследователя, отметил он, и трех лет недостаточно. При этом уже на этапе приема в аспирантуру возникают сложности, рассказал представитель департамента. Так, при поступлении не засчитываются результаты магистратуры. Традиционно от старой системы остались три классических экзамена для поступающих, рассказал Пилипенко.
Еще одной проблемой, по его словам, являются итоговые требования, предъявляемые к выпускникам аспирантуры. Аспиранту нужно сдать научный доклад о своей исследовательской работе, а также государственные экзамены, которые как раз и ориентированы на педагогические компетенции. Защита диссертации не является обязательной, поэтому большая часть выпускников аспирантуры этого и не делают, отметил замглавы департамента. Он подчеркнул, что сегодня наблюдается институциональный разрыв между системой присуждения ученых степеней и аспирантурой.
Замглавы Минобрнауки Людмила Огородова также посетовала на то, что только 30% выпускников аспирантуры защищают в итоге диссертацию. Счетная палата регулярно ставит это в вину ведомству, указывая на неэффективное использование бюджетных средств.
Решить эти проблемы Министерство образования намерено путем проведения комплексных изменений в системе аспирантуры. В частности, Пилипенко отметил необходимость сделать образование непрерывным. Одним из путей выполнения этой задачи чиновники видят ликвидацию обязательного списка вступительных испытаний. Это позволит каждому вузу самостоятельно определять перечень экзаменов для будущих аспирантов.
Также в основу приема должны быть заложены результаты освоения магистерских программ, считает чиновник. Кроме того, на этапе поступления необходимо ввести конкурс портфолио. Вместе с тем, главным нововведением станет обязательная защита диссертации по окончании аспирантуры.