Школьники смогут пройти обучение по программам профессионального обучения без аттестатов
Опубликовано 27 июля 2015Руководитель Министерства образования Дмитрий Ливанов подписал приказ, вносящий изменения в действующий порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профобучения. Согласно данному документу, право на получение первой профессии получат теперь и школьники, не имеющие аттестата. Теперь их смогут допускать к прохождению обучения по программам подготовки служащих и рабочих, тогда как ранее одним из требований являлось наличие школьного аттестата.
По информации пресс-службы образовательного ведомства, основанием для принятия такого решения послужила необходимость обеспечить равенство доступа к освоению основных программ профобучения по рабочим специальностям для всех категорий учащихся. Это относится также к тем школьникам, которые еще не прошли ГИА в 9 классе, в частности, к учащимся к ОВЗ.
Как пояснили в Минобрнауки, школьники смогут получить первоначальные профессиональные компетенции, которые не относятся к уровню СПО. В ходе обучения они получат навыки по профессиям, требования к которым ограничиваются освоением программ профобучения, и не требуют уровня СПО и высшего образования. По словам представителей образовательного ведомства, основной задачей принятых изменений является расширение для всех категорий обучающихся доступа к процессу обучения. При этом остается в силе действие обязательного требования о получении основного общего и среднего образования всеми гражданами РФ. Кроме того, изменения не отменяют требований к работнику, которые предъявляются при приеме на работу и закреплены в актах трудового законодательства и Трудовом кодексе РФ.
Положительно высказалась об инициативе Минобрнауки Ирина Абанкина, глава Института развития образования НИУ ВШЭ. По ее словам, принятые изменения позволяют школьникам, которые испытывают трудности с окончанием школы и получением аттестата, «не остаться за бортом» и получить профессиональные навыки. В этом плане Министерство образования отнеслось к программам профобучения как к программам, которые могут дать профессиональные навыки, базирующиеся на любом уровне образования.
О том, что получение образования практическим путем, может существовать, заявляет Анатолий Цирюльников, академик РАО. Он отметил, что во многих странах (Германии, Голландии и т.д.) доля практического обучения выше, чем в России. По его словам, действительно существуют профессии, которые лучше осваиваются на практике, поэтому нужно смотреть конкретно относительно каждой специальности.