Олимпиадные достижения российских школьников стали предметом обсуждения экспертов
Опубликовано 28 октября 2014«Что российские школьники привезли с международных олимпиад?» - именно это стало темой обсуждения состоявшейся в прошлый четверг в «Комсомольской правде» пресс-конференции. В этом году результаты российских команд довольно значительные - 27 медалей различного достоинства, которые стали итогами участия 39 школьников в 7 международных олимпиадах. Эти результаты позволили России занять место в пятерке сильнейших стран мира.
Первую строчку в рейтинге традиционно занимает Китай. Однако в этом году россиянам удалось сократить отставание от китайских олимпиадников до 10 очков (предыдущий показатель - 40 очков), отметил руководитель национальной сборной по математике, доцент кафедры высшей математики МФТИ Назар Агаханов. По его словам, российские школьники известны своим умением решать самые трудные задачи.
В то же время Агаханов считает в этом плане неуместным излишний оптимизм, ведь сегодня ощущается нехватка специалистов, способных находить дарования и зажигать в них интерес к своему предмету. Подобной проблемы не было еще в 90-ых годах, но с тех пор немало опытных специалистов ушло из школ, а достойной замены так и не появилось. Поэтому очень мало педагогов, которые способны воспитывать олимпиадников высокого уровня.
Такого же мнения придерживается и руководитель сборной по химии, старший преподаватель химфакультета МГУ Илья Глебов. Он отмечает, что для того, чтобы добиться выхода на международный уровень олимпиады, необходимы усилия целого «тренерского коллектива».
Глебов также указывает, что Россия составляет реальную конкуренцию Китаю, несмотря на то, что имеет гораздо меньший ресурсный потенциал - население РФ в 10 раз меньше населения КНР. В то же время он считает, что нельзя принимать в счет только одну демографию, ведь в той же Индии жителей лишь немногим меньше, чем в Китае, однако значительных успехов в олимпиадах они не показывают. Это можно объяснить отсутствием качественной системы подготовки, которая есть как в России, так и в Китае (в значительной мере основанная на российской). Поэтому Глебов считает важным сохранить и приумножить то, что досталось нам от поколений советских и российских педагогов.
Также руководители российских олимпиадных сборных считают необходимым сохранить профильные школы, называя их главными оплотами отечественного олимпиадного движения. Преимуществом таких учебных заведений являются высокопрофессиональные преподаватели, которые заинтересованы том, чтобы дать детям наиболее полный объем знаний, а также более высокая мотивация школьников, ведь они выбирают именно данную школу, а поддержкой им служит коллектив единомышленников. Так, Агаханов отмечает, что каждый ребенок талантлив в чем-то своем, а выявить это можно уже в начальной школе. В дальнейшем помочь развить эти способности может профильное учебное заведение.
В то же время Никита Чернега, один из участников прошедших международных олимпиад, который привез золотую медаль по математике, считает, что не обязательно учиться в специализированной школе для получения результата. Он сам, к примеру, является учеником гимназии в Казани, однако профильным предметом в ней являются иностранные языки. Его интерес к математике и смежным дисциплинам стал результатом участия в математическом кружке и поездки в профильный лагерь.
Среди факторов, влияющих на результативность команд на международных олимпиадах, важное место занимает уровень владения английским, ведь именно на нем даются задания. Так, руководитель российской сборной по географии Валентина Абатурова отметила, что если раньше успехи в географии у нашей команды были скромными, то после изменения системы подготовки, с учетом специфики терминов на английском, успехи не заставили себя ждать. В этом году ни один член команды по географии не остался без наград. А в следующем году олимпиаду по географии будут принимать уже в России - в Тверской области. Еще одну олимпиаду - по химии - предстоит принимать нашей стране в 2016 году, она пройдет в Татарстане.
Ирина Тараданова, замдиректора Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки РФ отметила рост интереса к олимпиадному движению, в том числе, и на государственном и международном уровнях. Она считает, что государство должно вложиться в процесс развития олимпиадного движения. Это касается как финансирования, так и информационного освещения достижений школьников. Тараданова подчеркнула, что страна должна знать своих героев, к ним должно быть приковано не меньше внимания, чем к спортсменам и призерам Олимпийских игр.