ОНФ опросил экспертов на предмет эффективности внедрения инклюзивного образования в школах
Опубликовано 12 мая 2015Специалисты ОНФ проверили эффективность внедрения инклюзивного образования в российских школах. Экспертный опрос на соответствующую тематику провели специалисты Центра мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» в 85 регионах страны. Подводя итоги исследования, представители ОНФ заявили, что данный процесс не носит системного характера, а его результатом становится механическое сокращение коррекционных школ.
О важности коррекционного образования и введения инклюзивного обучения для детей-инвалидов на форуме ОНФ в Пензе ранее заявлял глава Российской Федерации Владимир Путин. Он отметил, что обучение в коррекционных школах «вырывает» детей из общественной среды и усложняет их дальнейшую адаптацию к жизни в обществе. Также он рассказал, что процесс закрытия коррекционных школ (за последнее время - около 150-ти), к сожалению, не всегда происходит правильно, так как не сопоставляются возможности инклюзивного образования. Президент призвал обратить на этот вопрос пристальное внимание министра образования и глав регионов.
Ссылаясь на официальные данные Минобрнауки, ОНФ сообщает, что за последние 10 лет в России закрыто 280 коррекционных школ. В то же время, только в каждом 13-ом учебном заведении страны на конец прошлого года (по данным Минобрнауки и Росстата) были созданы соответствующие условия для инклюзивного обучения детей с инвалидностью. Таким образом, специалисты ОНФ делают вывод, что инклюзивное образование в отечественных школах только начинает внедряться.
Исследование «Народной экспертизы» прошло в виде интернет-анкетирования, в котором приняло участие свыше 400 экспертов. Среди опрошенных были представители волонтерских организаций и общественных объединений, люди с инвалидностью, представители специальных коррекционных учреждений, школ, в которых внедрена инклюзивная система обучения, родители и др. Участники опроса согласились, что внедрение инклюзивного образования позволит повысить качество обучения детей с инвалидностью. Кроме того, они отметили, что позитивно скажется на процессе адаптации ребенка с ОВЗ к социуму и развитие института педагогов-тьюторов.
В то же время, эксперты обратили внимание и на объективные риски, которыми может сопровождаться внедрение системы инклюзивного образования: ухудшение качества обучения здоровых детей, непродуманное закрытие коррекционных школ, повышенная нагрузка на учителей. Касаясь основных проблем данной задачи, участники опроса указали на нехватку профессиональных кадров, специальных средств обучения, отсутствие специальных программ совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ, отсутствие безбарьерной среды.
Однако главной проблемой специалисты ОНФ назвали отсутствие федеральной модели внедрения инклюзивного образования, которая могла бы послужить основой для создания региональных «дорожных карт».