Онлайн-образование по модели MOOC начинает разворачиваться в Российской Федерации
Опубликовано 10 ноября 2013Онлайн-технологии в области образования в мире еще довольно молоды; начало массового развертывания онлайн-курсов MOOC (Massive Open Online Course) в сети Интернет в США приходится на 2011 год. Однако, многие специалисты в области образования отмечают, что новые технологии и не меняют в корне существующую систему, но заставляют подумать о том, что данный вид образования ускоренными темпами набирает обороты.
Многие цифровые гиганты, например Google, не собираются стоять в стороне. Компания Google не просто следит за тенденциями, а зачастую улавливает малейшие дуновения в области сетевых технологий, что позволяет ей попадать в тренд на самом пике его развития. Так компания является партнером edX, аналогом Coursera, спонсируемым американскими Harvard University и Massachusetts Institute of Technology. Google рассчитывает совместно с edX создать платформу Open edX, в основу которой положена разработка интернет-гиганта— Course Builder, позволяющая любому желающему создавать новые МООС. Эта разработка создателями называется: «YouTube для MOOC».
В России, которая по обыкновению отстает от мировых трендов, вузы перестают ждать телодвижений от чиновников в направлении онлайн-образования, и сами включаются в процесс. Так, Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет и НИУ «Высшая школа экономики» в октябре заключили партнерское соглашение с создателями технологической платформы Coursera, предлагающей миллионам пользователей Сети учебные курсы от лучших университетов мира. При этом ВШЭ планирует запустить сразу 12 курсов (как на русском, так и на английском языках). В ближайшие полгода будет понятно, насколько русскоязычные курсы пользуются успехом.
Языковой барьер в данных условиях является единственной причиной, по которой российские вузы пока еще уверенно чувствуют себя на «своей территории» в условиях серьезного отставания в использовании технологий электронного обучения от западных учебных заведений. Среди тех социальных слоев населения, где знания иностранных языков высоки, отечественные вузы не находятся в фаворе. Например, последние годы все больше соотечественников предпочитают пройти профессиональную переподготовку по программам MBA за рубежом, чем в отечественных вузах.
В последние годы многие вузы мира включились в эксперименты с интернет-образованием. Создаются компании, предлагающие новые образовательные технологии.
По-настоящему, потенциал сетевого образования еще далек от полной раскрываемости; так как эта сфера не просто молодая, она вообще находится в зачаточном состоянии. Тем не менее, уже поезд отходит, и необходимо немедленно принимать решение садиться в него, так как уже через каких-то полгода этот рынок будет делиться самым жестким и конкурентным образом, о чем можно понять по поведению интернет-монстров вроде Google. Емкость рынка онлайн-образования чудовищна, она не подлежит даже примерной оценки, так как подобная система обучения привлечет не только тех, кто обучается в аудиториях, но и тех, которые в силу тех или иных обстоятельств не могут посещать лекции и практические занятия.
Говоря словами героя одного известного фильма, мир меняется. Но мир онлайн-технологий меняется самым стремительным образом.