Общественники опросили школьников о роли дополнительного образования
Опубликовано 24 июня 2018Эксперты ОНФ опросили учащихся 9-10 классов о роли допобразования в их социализации, самореализации и выборе будущей профессии. Соответствующее исследование провели представители рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности». Участниками опроса стали 40 экспертов-организаторов внеклассной работы и 350 школьников.
По словам методолога Татьяны Шикалович, одного из авторов исследования, результаты опроса продемонстрировали, что утверждение о том, что современные дети большую часть времени сидят в интернете и не читают книг, является неверным. Она отметила, что наиболее распространенными видами времяпровождения детей в свободное от учебы время являются встречи с друзьями - 74%, чтение книг - 49%, занятия за компьютером - 54%, походы в кино - 35% и домашние дела - 40%. При этом основная часть опрошенных заинтересована в посещении внеклассных занятий. Школьники уверены, что дополнительное образование в кружках, секциях и на различных курсах окажет им помощь при поступлении и дальнейшем обучении.
Вместе с тем, результаты опроса показали, что школьники сталкиваются и с рядом сложностей при получении допобразования. Основным является неудобное время занятий. Об этом сообщило 24% респондентов. Среди других проблем - сложная система записи (13%), неудобное месторасположение (16%), нехватка свободных мест (5%).
По словам автора исследования Нины Ларионовой, школьники жалуются, что их мнение не учитывается при формировании времени занятий и предметов. Все еще остается проблемой и высокая стоимость занятий в кружках. Речь идет, прежде всего, о детях из незащищенных социальных групп. Высокие школьные нагрузки также становятся препятствием для получения дополнительного образования. Каждый второй школьник, принявший участие в исследовании, и не сумевший записаться в секцию, сделал заявление об этой проблеме.
По итогам проведенного исследования эксперты сделали вывод, что вовлечь детей в дополнительное образование помогут курсы дистанционного обучения и онлайн программы. Кроме того, нужно разнообразить формат занятий, предоставлять школьникам больше свободны для самовыражения и проявления своих способностей. В частности, предлагается использовать такие форматы занятий, как дебаты, лекции, встречи с интересными личностями, выездные мероприятия и др. Путем к популяризации допобразования станет также более адресный подход к учащимся, умение педагогов заинтересовать детей своим предметом.
Результаты исследования планируют рекомендовать к рассмотрению столичным учителями и педагогам допобразования. Они послужат основой для разработки действенных механизмов создания равных условий для доступа к допобразованию.