Основные функции профессионального образования
Опубликовано 05 марта 2015Современная система образования ориентируется прежде всего на учет потребностей человека и предоставление ему возможностей максимально качественной реализации в сфере труда. Каждый человек, по сути, включается в непрерывную среду знаний, отношений, ценностей, навыков и компетенций, именно этот принцип "включения" на данный момент является основным для развития образования и предполагает поощрение молодежи к приобретению гибких и адаптивных знаний, практических навыков. И прежде всего, конечно же, навыка самостоятельного обучения.
В системе, организованной подобным образом, на первое место выходит уже не вузовское образование, имеющее целью подготовку прежде всего научных кадров. Ключевую роль начинает играть профессиональное образование, которому раньше уделялось не так много внимания. Если десять-двадцать лет назад обучение в колледжах и техникумах было своего рода запасным, непрестижным вариантом, то теперь именно такая модель обучения является наиболее эффективной, наиболее "рабочей".
В принципиально новых социально-экономических условиях система профессионального образования становится ответственной за реализацию ряда важнейших функций.
Экономическая функция. Обучение в колледжах и техникумах направлено на подготовку специалистов, достаточно компетентных в той или иной области и владеющих основными навыками работы по данной специальности. Это означает, что планомерное увеличение спроса на средние специальные учебные заведения позволит обеспечить стабильный прирост трудовых ресурсов практически во всех областях экономики и ее эффективное функционирование.
Функция социальной защиты молодежи. Одной из наиболее остро стоящих проблем современной молодежи является сложность трудоустройства, связанная с рядом образовательных и общественных факторов. Средние специальные учебные заведения предлагают доступное и качественное профессиональное образование, в том числе в рамках программ государственной поддержки для детей и молодых людей из неблагополучных семей.
Образовательная функция. Современные средние специальные учебные заведения предлагают качественное образование, подкрепленное хорошей материально-технической базой. Для отработки практических навыков разных профессий в техникумах и колледжах используется лабораторное оборудование; большое внимание уделяется организации практики на профильных предприятиях. В широком смысле современное среднее специальное образование ставит задачу привить молодым людям умение адаптироваться к переменчивым условиям жизни в обществе.
Социокультурная функция. Система профессионального образования предлагает принципиально новый формат образовательного учреждения – социально-образовательный комплекс. Такие комплексы включают в себя, помимо учреждений общего и профессионального образования для детей и взрослых, клубы, библиотеки, лечебные и спортивные учреждения и нацелены на решение культурно-просветительских задач в широком смысле.
Тенденции развития сферы профессионального образования в условиях современной действительности предполагают повышение внимания к интересам личности, общества и государства, а также обеспечение доступного и качественного образования для всех слоев населения.