Ответ Минобрнауки на законопроект об учебниках не удивил Ирину Яровую
Опубликовано 29 мая 2015Отрицательная реакция Минобрнауки на законопроект о единых учебниках не удивила его автора - главу думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирину Яровую. Она заявила, что у нее создалось ощущение того, что законопроект в Общественном совете при Министерстве образования даже не читали перед тем, как составить заключение.
Ранее депутат от «Единой России» вместе с однопартийцем Вячеславом Никоновым, который является председателем думского комитета по образованию, подала на рассмотрение проект закона о создании единой линейки школьных учебников по таким предметам, как литература, история России, русский язык и математика. По словам Ирины Яровой, на сегодня инициативу поддерживают уже около 50 парламентариев из различных фракций. Сама депутат отмечает, что поданный законопроект касается не только текущих проблем с учебниками, но и качества всего образования, а также прекращения дискриминации учителей и детей.
В ответ на законопроект Яровой Общественный совет при Минобрнауки подал заключение, в котором отметил возможность «катастрофических последствий» для всей системы образования в случае принятия этого закона. По мнению представителей совета, создание единых учебников приведет к еще большей мелочной регламентации работы педагогов и исключит возможность обучения детей с различными потребностями (в том числе, одаренных детей, детей в ОВЗ и др.).
В свою очередь, глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции указала, что предложенный законопроект не ограничивает возможности для научного творчества педагогов при помощи дополнительных материалов и пособий. Используя дополнительные материалы, учителя могут предоставить одаренным детям возможность для углубленного изучения дисциплины. Единый же учебник, по мнению Яровой, будет закреплять «золотой стандарт» качества образования, одинаковый для всех детей. Также она напомнила, что разработкой ФГОСов должна заниматься Российская академия образования, а не любые юридические или физические лица по контракту с Министерством образования. По ее словам, образовательное ведомство уже потратило на разработку ФГОСов около полумиллиарда рублей, не получив положительного результата.
Общественный совет в своем заявлении указывает на необходимость ограничения количества учебников по каждому предмету, при этом разумная вариативность учебной литературы должна оставаться. Если же законодательно закрепить единые учебники по предмету, то нивелируются стремления учителя к педагогическому поиску, считают в совете.
О том, что в законопроекте имеется в виду единство требований и ограничение количества учебников, а не создание одного учебника, рассказала журналистам Людмила Дудова, председатель Общероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы. По ее словам, базовое содержание будет лишь основой, которая позволит обеспечить единство подходов в федеральном компоненте учебника (70%), предоставив свободу педагогического творчества в вариативном компоненте (30%).