Педагоги хотят сами выбирать учебники для преподавания
Опубликовано 14 октября 2018На днях Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты исследования, которое посвятил оценке качества школьных учебников педагогами. В частности, выяснилось, что качеством учебной литературы удовлетворено три четверти опрошенных. При этом большинство учителей хотят иметь возможность самостоятельно выбирать, по каким учебникам преподавать свой предмет.
Понятность и доступность изложения материала педагоги назвали главным фактором, который определяет качество литературы. Соответствующее мнение высказало 36% респондентов. При этом 62% опрошенных сталкивалось с ошибками и некорректными сведениями в учебниках. Типичной ситуацией наличие ошибок в учебной литературе назвало 8% учителей, а 68% тех, кто фиксировал такие факты, считает, что это не влияет на качество освоения предмета.
Более 80% респондентов выступили за самостоятельность в выборе учебников для преподавания по своему предмету. Учителя аргументируют это тем, что они смогут подобрать удобную методику преподавания и давать школьникам более глубокие знания по данной дисциплине. Респонденты также заявили, что окончательное решение по выбору учебников должна принимать школа. Такое мнение высказало 73% опрошенных. Из них 90% соглашается с необходимостью федерального учебника в том или ином виде.
В том, что федеральный перечень учебников должен быть только рекомендательным, уверено 62% учителей, обязательным - 28%. При оценке учебников на предмет включения их в федеральный перечень педагоги предлагают учитывать апробацию его в процессе (61%), результаты открытой дискуссии с участием экспертов (46%) и оценку педагогов (52%).
Случаи необоснованного исключения учебников из перечня в течение последних 5-7 лет известны 33% респондентов. А 88% опрошенных уверено в том, что издание учебников должно стать приоритетом российских издательств. Однако в целом качество школьного образования считает эффективными большинство педагогических работников. Неэффективной систему школьного образования считает 17% опрошенных.
Опрос проводится 19-27 сентября этого года по заказу Центра общественно-политических проектов. Его участниками стало около 1,2 тыс. респондентов. Это учителя-предметники, директора школ, школьные педагоги, заместители директоров, учителя начальных классов.
Напомним, еще в апреле стало известно, что треть школьных учебников не прошла дополнительную экспертизу РАО. После сокращения списка осенью 2018 года новый федеральный перечень будет содержать на 30% меньше учебников.