Педагогическая культура современного преподавателя
Опубликовано 17 октября 2015В системе педагогических структурных и функциональных компонентов связующим звеном, являющимся одновременно и элементом и отдельной системой, служит педагогическая культура. Компоненты системы знаний, умений и ценностей педагогической культуры имеют свою структуру, логику, совокупность элементов и внутреннюю организацию. Функциональные компоненты (познавательный, дидактически-профессиональный, воспитательный, диагностико-организационный, коммуникативный, нормативный) направлены на сохранение, поддержание и развитие системы.
Материалы образовательного портала «Виртуальная школа Бакай» (school.bakai.ru) говорят о том, что функциями педагогической культуры являются:
- познавательная, направленная на обеспечение целостного анализа личностью педагогических процессов, явлений, деятельности, окружающей среды на основе сформированных знаний;
- дидактически-профессиональная, направленная на проведение исследовательской работы в процессе усвоения личностью системы знаний, умений и навыков преподавания предметов
- воспитательная, направленная на усвоение системы ценностей, формирующая активное отношение к окружающей действительности, к человеку как высшей ценности, к культурным богатствам, которые являются основой духовной культуры личности
- коммуникативная, которая обеспечивает установление контактов между субъектами учебного процесса, способствует обмену информацией, установлению обратной связи
- защитная, которая обеспечивает снятие напряжения и стрессов в процессе учебной деятельности, организацию досуга и отдых преподавателя на основе усвоенных умений психотехники
- диагностико-организационная, которая предусматривает диагностирование педагогических явлений, своевременное реагирование и прогнозирование изменений в процессе развития личности, возможность организовывать деятельность отдельной личности и всего коллектива
- нормативная, которая обеспечивает правильное построение, управление и регулирование учебно-воспитательного процесса, деятельности и общения, снятия возможных противоречий и конфликтов, возникающих в учебно воспитательном процессе
Итак, современная педагогическая культура - это сложная разветвленная система, которую необходимо рассматривать как системное образование, как качество, процесс и результат профессиональной деятельности преподавателя. Педагогическая культура выступает личностной характеристикой преподавателя как средство реализации профессиональной компетенции в единстве целей, средств и результатов. За образование функциональной структуры культуры ответственны различные виды педагогической деятельности. Таким образом, педагогическая культура характеризует профессиональную сторону преподавателя, отражает уровень развития знаний, умений, личностных качеств, связанных с областью его профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность носит творческий характер, поэтому существует опыт выполнения этой деятельности. Основы творческого потенциала преподавателя закладываются, формируются в процессе его профессиональной подготовки и в дальнейшем развиваются в педагогической деятельности.
По материалам виртуальной школы «БАКАЙ»