Перечень навыков soft skills
Опубликовано 28 августа 2017Принятое определение soft skills характеризует гибкие навыки как надпрофессиональные и неспециализированные, не зависящие от специфики определенной работы и относящиеся к личностному развитию. Такие навыки нельзя измерить и сиюминутно продемонстрировать. Большая часть этого определения не вызывает разногласий, но насчет невозможности демонстрации можно и поспорить. Так, собеседование на работу – один из ярких примеров, когда нужно не просто рассказать о своих soft-навыках, но и показать некоторые из них на практике: грамотное общение, умение подстраиваться под собеседника и заинтересовать его, способность быстро ориентироваться при неожиданных вопросах и так далее.
Какими бывают soft skills.
«Я не могу доверить человеку управлять другими, когда тот не в состоянии управлять собой.»
Роберт Эдвард Ли
Гибкие навыки отличает от профессиональных то, что их невозможно выучить механически, путем многократного повторения. Их надо понимать, развивать и совершенствовать постоянно. Деление на категории весьма условно, но основными направлениями стоит назвать:
- Личностные качества. Формируются с самого детства и на протяжении всей жизни. Это черты, которые характеризуют человека не столько как работника, сколько как личность. К ним относятся:
- Порядочность;
- Деликатность;
- Инициативность;
- Чистоплотность;
- Эрудированность;
- Неординарность;
- Скрупулезность;
- Харизматичность;
- Энергичность.
- Коммуникативные навыки. Все то, что помогает в общении с другими людьми, заставляет не просто слушать вас, но и прислушиваться к сказанному.
- Умение работать в команде;
- Общительность;
- Ораторские способности;
- Приветливость;
- Навыки деловой переписки;
- Вежливость;
- Внимательность.
- Управление собой. Перечисленные ниже качества уже давно пишутся в ¾ из всех резюме, но людей на практике владеющих ими не больше 10%, что выясняется тем быстрее, чем ответственнее должность. Это значит не то, что надо просто вычеркнуть их из своей характеристики, а то, что пора заняться их развитием:
- Стрессоустойчивость;
- Управление гневом;
- Бесконфликтность;
- Знание и практика тайм менеджмента.
- Управленческие навыки. Они требуются не только высокому руководству, но и каждому человеку, который хочет добиться большего, расти по карьерной лестнице и выгодно выделяться как для начальства, так и для подчиненных.
- Целеустремленность;
- Мотивирование;
- Делегирование;
- Лидерство;
- Уверенность;
- Амбициозность.
Здесь были разобраны только некоторые положительные качества, отрицательные тоже, при определенных обстоятельствах, могут послужить достижению цели.
Что еще важно знать о гибких навыках.
«Секрет гения — это работа, настойчивость и здравый смысл».
Томас Эдисон
К soft skills относится также умение грамотно выражать свои мысли и правильно их преподносить. Тут имеется в виду составление и представление презентаций, публичные выступления, создание УТП, ведение переговоров лицом к лицу и посредством деловой переписки. Они являются симбиозом творческого начала и холодной логики.
На сегодняшний день гибкие навыки выполняют и две новые функции:
- Адаптация. Умение подстраиваться под ситуацию и перенастраивать ситуацию под себя, текущее положение, предпочтительное русло дальнейшего развития. Правильное реагирование на происходящее вокруг, дающее наилучший результат;
- Ориентирование в ситуации. Окружающий информационный поток разросся до такой степени, что знать все не под силу даже самой современной машине, тем не менее, умение отслеживать важные события, быстро добывать необходимые данные и грамотно ими распоряжаться выравнивают ситуацию.
Обучение гибким навыкам возможно и нужно, но требует вдумчивого и ответственного подхода, так как о них мало знать, их надо постоянно практиковать и развивать.