Минобрнауки: переход на инклюзивное образование в 2016 году будет плавным
Опубликовано 12 января 2016На данный момент в инклюзивных классах в России обучается уже 160 тыс. детей. Однако уже в этом году в отечественных школах должны появиться новые стандарты для инклюзивного образования, которые сделают его более доступным. Тем более, что потребности в таком образовании очень большие. Так, в России на сегодня около 500 тыс. детей-инвалидов, кроме того, есть дети без инвалидности, которые обладают особенностями развития и нуждаются в определенных условиях обучения.
Однако в Министерстве образования заверили, что переход к новому стандарту будет постепенным, никто не будет заставлять школы вводить его сию минуту. Дело в том, что многие учебные заведения просто не приспособлены для немедленного введения таких стандартов. И это относится не только в обеспеченности учебными материалами и оборудованием, но и профессиональными кадрами и методиками обучения.
Стандарт для инклюзивного образования будет учитывать различные группы детей с особенностями: слабослышащие, слепые, глухие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д. Отдельную группу составляют ученики с задержкой умственного развития, а также аутисты. Для этих категорий учащихся предусмотрено сопровождение психологов и медиков. При этом учитель будет самостоятельно выбирать, по каким учебникам учить таких детей - специальным или обычным. Также стандарт предусматривает, что в инклюзивных классах с детьми будут работать не только педагоги, но и социальные педагоги, дефектологи, логопеды.
Дети-аутисты требуют особенных условий обучения, так как они часто испытывают большие сложности с общением, сообщают эксперты. Педагог должен быть готов к тому, что с ребенком придется работать за индивидуальной партой, а общаться с помощью планшета или карточек. При этом около 5-7% аутистов - это одаренные дети, которые имеют все шансы стать успешными в той или иной сфере, однако в стандартных бытовых жизненных навыках у них могут быть сложности. Поэтому для обычного педагога работа с такими детьми может быть непривычной, тогда как, к примеру, для дефектологов ничего необычного в поведении ребенка-аутиста не будет. Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов рассказал, что сегодня около 100 педагогических вузов уже занимаются подготовкой педагогов, которые могли бы работать с детьми-инвалидами в инклюзивных классах.
Отметим, что в 2016 году школьников ждут еще некоторые новшества. Так, увеличится число экзаменов после 9 класса, помимо двух обязательных ребятам предстоит сдавать два экзамена по выбору. Также с этого года Всероссийские контрольные работы станут обязательными для учащихся начальной школы.