В правительство РФ было направлено письмо с просьбой пересмотреть стандарты для коррекционных школ
Опубликовано 06 сентября 2014По словам членов ОП РФ Дианы Гурцкой и Романа Дощинского, в связи с обращением большого количества директоров специализированных учебных заведений, ими было направлено письмо к Правительству РФ. Текст письма содержит просьбу о разработке федеральных стандартов для аккредитации коррекционных учреждений и специальных подходов для определения их статуса.
Обеспокоенность членов ОП вызвало постепенное уничтожение в нашей стране системы коррекционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это происходит из-за действия единого стандарта эффективности образовательных учреждений, который предусматривает для всех учебных заведений одинаковые правила прохождения аккредитации. Очень часто коррекционным школам не удается пройти аккредитацию согласно этому стандарту.
Единый стандарт предусматривает, что заведение должно показать определенный «уровень образовательных достижений», в том числе, участие в олимпиадах, соревнованиях и т.д. А дети с ограниченными возможностями здоровья не в силах продемонстрировать результаты сопоставимые с достижениями общеобразовательных школ. Поэтому многим учебным заведениям приходится менять направление образовательной деятельности, что приводит к ограничению возможностей для обучения у наиболее незащищенных категорий детей-инвалидов.
Диана Гурцкая также отметила, что всячески поддерживает инклюзивное образование, однако не в ущерб действию коррекционных школ. Она указывает на несправедливость действующих требований ЕГЭ, которые одинаковы и для здоровых детей, и для детей с ограниченными возможностями. По ее словам, дети-инвалиды нуждаются в специальной подготовке для того, чтобы они были способны сдавать экзамен наравне с другими детьми. Кроме того, Гурцкая отметила растущую изолированность от общества, которая возникает у детей с ограниченными возможностями из-за закрытия коррекционных школ и перевода учеников на домашнее обучение.
Статистические данные о количестве нуждающихся в коррекционных заведениях учеников озвучил Роман Дощинский, член комиссии по развитию науки и образования ОП. По его сообщению, в России их насчитывается более 1 млн., а по данным ЮНЕСКО - от 2,5 млн. до 3,5 млн. Дощинский указывает, что количество коррекционных заведений было недостаточным еще до массового закрытия, а теперь их становится еще меньше и многие дети остаются без необходимой помощи. К примеру, он назвал официальные данные Минобрнауки, согласно которым с 2000 по 2006 год закрылось более 150 коррекционных школ. Роман Дощинский также считает, что ребенку с ограниченными возможностями сложно обучаться в обычной школе, что понимают многие родители.
Проблема изменения статуса коррекционных образовательных учреждений, по словам членов ОП, уже поднималась во время встречи президента России с представителями Общественной палаты 9 июля этого года. Тогда президент указал на необходимость обеспечения безопасности таких заведений и построения схемы защиты от перевода в другую категорию.
Члены ОП заявили о своей готовности участвовать в разработке необходимых стандартов, что и будет обсуждаться на общественных слушаниях, которые они проведут этой осенью.
О необходимости внесения изменений в закон об образовании заявил депутат Госдумы, первый зампредседателя комитета по образованию Олег Смолин. Он считает, что в условиях развития инклюзивного образования роль коррекционных учреждений ничуть не ослабевает. Они становятся ресурсными центрами, которые смогут оказывать инклюзивным школам помощь при работе с детьми с ограниченными возможностями.