РАН обратилась в Минобрнауки с просьбой обеспечить площадку для общественного обсуждения новых ФГОС
Опубликовано 30 марта 2018Российская академия наук считает, что необходимо создать единую площадку для общественного обсуждения проекта новых ФГОС для общего образования. Соответствующее обращение РАН направила министру образования Ольге Васильевой. По словам Юрия Балеги, вице-президента РАН, это нужно для снижения коррупционных рисков при подготовке образовательных стандартов, а также во избежание конфликта интересов.
Юрия Балега отмечает, что сегодня в подготовке федеральных образовательных стандартов задействовано около 90% авторов учебников. По словам вице-президента Российской академии наук, это создает возможность возникновения конфликта интересов. К тому же, ввиду коррупционных рисков ситуация негативно сказывается и на качестве образования. Созданные сегодня условия создают вероятность того, что экспертизу могут использовать для дискриминации конкурирующих научных школ и конкурентной борьбы.
Как сообщает РБК со ссылкой на Балегу, уже есть печальные примеры сложившихся сегодня условий. В частности, из федерального перечня исключены некоторые учебники и учебные пособия таких авторов, как Леонид Занков, Наум Виленкин, Людмила Петерсон, Светлана Львова и др. Сегодня РАН не участвует в экспертизе учебников, рассказал вице-президент академии наук. Однако нужно, чтобы в этой работе могли максимально участвовать все стороны, уверен он.
Наряду с инициативой создания единой площадки для общественного обсуждения проектов ФГОС, в РАН выступили и с другим предложением. Они инициируют публикацию результатов экспертиз на сайте Министерства образования РФ. Это нужно для формирования нового федерального перечня учебников.
Среди других предложений Юрия Балеги - введение антикоррупционных процедур для борьбы с лоббированием интересов издательств, установка требований и контроля независимости экспертных групп, создание независимого совета для разрешения возникающих споров между экспертами. При этом отбирать лучшие учебники нужно постоянно, считает он. Благодаря этому удастся повысить качество образования, ведь учебники будут периодически обновлять с учетом новых научных открытий.
В ходе реализации данного комплекса мер можно будет систематизировать учебную литературу и повысить ее качество, уверены в РАН.
В свою очередь, в Министерстве образования пока что не дали комментариев по данным инициативам, так как письмо РАН еще не получили.