Поволжский Образовательный Портал

Портреты выдающихся российских ученых украсили фасад МПГУ

Опубликовано 30 августа 2016

29 августа прошло открытие обновленного корпуса МПГУ. На фасаде нанесены в граффити выдающиеся российские ученые Владимир Вернадский и Лев Выготский.

МПГУ фасад Выготский

«Ученые, портреты которых теперь изображены на фасаде МПГУ, имеют мировую известность, их идеи принадлежат всему человечеству. Недостаточно сказать, что Вернадский – минералог, а Выготский – психолог, потому что их работы гораздо шире и затрагивают многие естественные и гуманитарные науки. – Начал открытие ректор МПГУ, академик РАН и РАО Алексей Семенов.  Французский психолог и педагог Жан Пиаже в 1960-х годах назвал невосполнимой утратой четверть века, когда работы Выготского не публиковались и замалчивались после разгрома развиваемой им науки педологии в середине 1930-х годов (такая же судьба в дальнейшем постигла генетику с кибернетикой). До 1960-х годов имя Выготского хоть и не было забыто коллегами, но ссылаться на него в научных трудах считалось невозможным.

Заведующий кафедрой психологической антропологии МПГУ Алексей Обухов, член комиссии РАН по разработке научного наследия В.И. Вернадского, подчеркнул значимость его учения о биосфере.

МПГУ фасад Вернадский

Профессор факультета дефектологии МПГУ Тамара Лифанова, более 40 лет занимающаяся сбором и публикацией рукописных работ Выготского, находящихся в архивах, отметила, что постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях» 1936 года фактически убило комплексную науку о ребенке. Лишь в 1983 году были опубликованы главы монографии ученого «О глухом ребенке», «О слепом ребенке», «Об умственно-отсталом ребенке», позволившие современной дефектологии сделать шаг вперед.

Ученый секретарь Комиссии РАН по разработке научного наследия В.И.Вернадского Вячеслав Чесноков рассказал, что 24 тома работ собрания сочинений ученого – лишь 5% от всего объема его трудов, и нам еще долго предстоит открывать для себя истинное значение его научного наследия.

То же самое можно сказать и о Выготском: во всем спектре когнитивных наук – от образовательных исследований до медицины – всплеск интереса к его трудам сегодня является беспрецедентным. Особое значение его научное наследие приобрело в Китае – создано Всекитайское общество Л.С. Выготского и Научный центр Л.С. Выготского при Чжэцзянском университете.

Выбор ученых не случаен, оба профессора преподавали студентам вузов-предшественников МПГУ (Московских высших женских курсов, Второго МГУ, МГПИ), Л.С. Выготский также в 1931-34 годах заведовал кафедрой трудного детства, развивая на ней дефектологию  и педологию (прежнее название детской психологии).

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) — великий российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии – преподавал на географическом факультете.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) — классик мировой психологии, основатель культурно-исторической психологии как науки о высших психических функциях, автор работ по психологии искусства, развития, коррекционной педагогике, дефектологии. В ноябре 2016 года исполняется 120 лет со дня его рождения.

Пресс-релиз

Другие матералы рубрики: