Преподавание истории в школах на пороге модернизации
Опубликовано 24 ноября 2013Знаменитые слова Расула Гамзатова о том, что «если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки», пожалуй, нашим власть имущим не знакомы. В своём стремлении унифицировать всё подряд и привести преподавание в школах к единому стандарту они в очередной раз «прославились» идеей создания «единого» «универсального» учебника истории, концепцию которого недавно представила РАН.
Одновременно с этим опубликовали список «Трудных вопросов российской истории», и пока учителя гадают, как теперь называть период ига – «монголо-татарским» или «ордынским», как рекомендуют авторы новой концепции, родители хватаются за голову в преддверии того, как дети будут в будущем отвыкать от одних формулировок и привыкать к другим.
Трудные вопросы истории России
Пока одни академики ломают копья и спорят о новой концепции учебника истории, другие академики пишут разъяснения к «трудным вопросам истории России». Уж если научное сообщество капитулировало перед этими темами, признав, что даже им не под силу однозначно оценить тот или иной исторический период, что говорить о преподавателях, которые скованы учебным планом и противоречивыми учебными пособиями, в которых часто разнятся трактовки событий. Например, «трудными» темами РАН признала:
- Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
- Присоединение Украины к России (причины и последствия).
- Роль Ивана Грозного в истории России. Смутное время.
- Петровские преобразования: их цена, особенности, последствия.
- Просвещённый абсолютизм.
- Оценка уровня развития российской империи к началу ХХ века.
- Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
- Характер национальной политики большевиков и ее оценка.
- Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина.
- Цена победы СССР в Великой отечественной войне.
И это – далеко не полный список тем, которые считаются «трудными» и «спорными», а «государство» еще не решило, в каком виде преподнести эти темы будущим школьникам. Многим это напоминает переписывание истории большевиками и попытка изучать её исключительно через призму стремления к светлому будущему коммунизма и главенствующей роли партии.
Трудности изучения истории
История – это не учебники и не школьные учителя, работающие в жёстких рамках плана. История – это первоисточники. Только они имеют значение, когда на протяжении каких-то ста лет учебники переписывали несколько раз, неизбежно что-то теряя. К сожалению, в школах тема первоисточников поднимается крайне редко. И когда юные ученики грызут гранит науки и пытаются познать суть исторических процессов, родители часто не могут им помочь, потому как в период их учёбы первоисточники жаловали только на исторических факультетах ВУЗов.
Единственные люди, которые могут помочь ребенку разобраться – это репетиторы по истории, которые подскажут, что почитать по той или иной теме, предложат более «продвинутые» учебные пособия, расскажут о разных версиях исторических событий. А если ученик хочет продолжить своё образование именно по исторической части и поступать в профильный ВУЗ, без персонального «помощника» точно не обойтись.
И если вы хотите выбрать лучшего из лучших, воспользуйтесь услугами виртуального сервиса по поиску репетиторов Umnik.ru, где можно ознакомиться не только с резюме преподавателей, но и с отзывами об их работе; можно выбрать лучшего из лучших, посмотреть стоимость уроков, стаж работы, регалии и т.д. Словом – узнать всё о том, с кем вы (или ваш ребенок) планируете заниматься. Не пренебрегайте удобством виртуальных сервисов – особенно если это сервис с «говорящим» названием «Умник».