Российских преподавателей научат работе с детьми-инвалидами
Опубликовано 21 мая 2016Вопрос о получении образования людьми с ОВЗ вызывал немало споров, как в профессиональном, так и родительском сообществе. Здесь существуют диаметрально противоположные точки зрения. Так, одни выступают за совместное обучение в общих классах, другие считают, что обучать детей-инвалидов нужно отдельно, в специализированных образовательных учреждениях. Вместе с тем, уже в текущем году для педагогов планируется разработать методическое пособие, которое поможет им в работе с детьми-инвалидами, сообщили в Минобрнауки. В нем будут содержаться рекомендации педагогам о социализации таких детей и подготовке их к взрослой жизни, формированию необходимых условий в школах и семье для социальной адаптации детей, помощи им во вступлении в самостоятельную жизнь.
В Минобрнауки РФ сообщили, что образовательная система России предусматривает равный доступ всех, в том числе, и детей-инвалидов, к получению образования. С каждым годом число детей с ОВЗ, которые не получают образование, снижается, вместе с тем, общее количество детей-инвалидов неуклонно растет. Так, в 2009 году таких детей было 515 тыс., а в 2016 году цифра достигла 617 тыс. человек.
Образовательное ведомство подчеркивает, что национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ранее провозглашенная президентом РФ, предусматривает создание условий для практической реализации инклюзивного образования детей-инвалидов. Однако трудности в выполнении этой задачи связаны с недостаточностью методической поддержки, рассказали в Минобрнауки. Также сложности вызывает процесс обобщения и распространения лучших практик, выстраивание политики системной поддержки детей с ОВЗ.
Практическая реализация норм законодательства сталкивается с рядом трудностей, прежде всего, в сфере социально-бытовой адаптации детей. Ребенок с ОВЗ ограничен в общении с природой и сверстниками, в мобильности, у него нарушена связь с миром, а, кроме того, для него недоступны некоторые культурные ценности, а часто и элементарное образование.
По словам Ирины Абанкиной, директора Института развития образования НИУ ВШЭ, на данный момент идет активная подготовка педагогов в соответствии с требованиями ФГОСов для работы с детьми с ОВЗ, которые вводятся с 1 сентября 2016 года. Для того, чтобы успешно реализовать взятые на себя обязательства по развитию инклюзивного образования, школам нужны тьюторы, однако их не хватает, поэтому каждый педагог должен знать, как вести себя с такими детьми, как сглаживать конфликты, общаться с родителями и т.д. Стандартная подготовка педагогов не предусматривает соответствующей информации, особенно, если они получали образование 10-15 лет назад, отметила Абанкина.