Превращение расформированных филиалов вузов в базовые кафедры при предприятиях— решение, устраивающее всех
Опубликовано 27 сентября 2013Министерство образования и науки Российской Федерации в последнее время очень озаботилось эффективностью учебных заведений. Оно ввело понятие эффективности образования, постоянно проводит мониторинг вузов и филиалов. Результатом неэффективной работы филиала может стать его присоединение к другому вузу— в лучшем случае, а зачастую грозит расформирование. Последний результат никого не устраивает; ни студентов, ни тем более преподавателей.
Решением вполне может стать преобразование филиала в базовую кафедру промышленного предприятия. Не секрет, что множество предприятий нуждается в профессиональных кадрах узких специальностей, подготовка которых, порой, дело не легкое. Создания базовых кафедр решает сразу множество проблем, как считают представители Уральского федерального университета (УрФУ).
В начале века в России начали появляться такие кафедры на основании определения Минобрнауки РФ порядка создания вузами кафедр на базе научных организаций. В 2013 году стало возможным организовывать самостоятельные структурные подразделения для обучения прямо на предприятиях— своеобразные кафедры, сформированные одним или несколькими образовательными учреждениями. Как считают эксперты, такая форма организации обучения наиболее эффективна.
Виктор Кокшаров, ректор УрФУ заметил, что поскольку в настоящее время остро стоит вопрос о существовании филиалов многих вузов, такая форма преобразования не только устроит всех, но и будет наиболее эффективна.
Из таких примеров можно привести Чусовский филиал вуза в Пермском крае, созданный при металлургическом комбинате. В 2017 году к работе в новом производственном комплексе должны приступить сотрудники по ряду специальностей. Филиал уже проходит процедуру преобразования в базовую кафедру при заводе. Программы обучения разрабатываются совместно вузом и предприятием.
Данная форма совершенствования профессионального образования является, пожалуй, наиболее удачным решением, поскольку предоставляет возможность не только просто проходить практику на конкретном предприятии студенту, но и дает ему поистине уникальный шанс получить работу и, что немаловажно, сделать карьеру на предприятии, на котором он практически обучался.
Как считают большинство экспертов, универсальность сотрудника говорит зачастую о его экликтическом отношении к профессии, то есть фактически профессионалом он ни в чем не является. Предположим, инженеру достаточно понимать экономику своего дела, но узкую работу по финансовым расчетам должен производить уже другой специалист. Бизнесу необходимы профессионалы именно своего дела, а не специалисты широкого профиля. И здесь уж ничего не поделаешь— веяние времени.
Автор: © Aleksej Kuntsevich