Педагоги обратились к министру образования с просьбой пересмотреть принципы формирования федерального перечня учебников
Опубликовано 16 мая 2017На имя министра образования РФ Ольги Васильевой направлено письмо с просьбой пересмотреть принципы исключения учебников из федерального перечня. С таким обращением к главе Минобрнауки обратилась «Ассоциация учителей литературы и русского языка». В первом письме Роман Дощинский, глава исполнительного комитета структуры, сообщает, что ошибочное решение ведомства в 2014 году привело к исключению из федерального перечня линейки учебников по русскому языку для 5-11 классов, которая считается одной из лучших. Это издания под авторством Светланы и Валентина Львовых, являющихся лауреатами правительственной премии в области образования.
Дощинский указывает, что на защиту этих учебников было собрано около 1,5 тыс. писем от родителей, учителей и детей. Однако в итоге голос общественности не был услышан. Эксперт рассказал, что важным достоинством этих учебных изданий было отражение в них итогов многолетнего педагогического эксперимента. При этом его проведение проходило в тесном сотрудничестве учителей-практиков и авторов-ученых. Такие подходы были развиты в учебниках, которые издавались под авторством Львовых и в течение 2004-2014 г.г. входили в федеральный перечень, а также в образовательных стандартах по этой дисциплине.
За годы издательства учебник апробировали практически по всей стране, и он получил хвалебные отзывы как один из лучших учебных комплексов по русскому языку. Однако высокая оценка издания не помешала его исключению из федерального перечня в 2014 году.
Схожей является ситуация и с учебниками по литературе, о чем сообщается во втором письме, направленном Минобрнауки Романом Дощинским. В частности, он указывает на исключение из федерального перечня в том же 2014 году таких изданий, как учебники 10–11 классов авторства преподавателей филологического факультета МГУ М.М. Голубкова и Е.Б. Скороспеловой, учебно-методический комплекс под редакцией Г.И. Беленького, издания преподавателей РГПУ имени Герцена Е.С. Роговера, Л.М. Лотмана, Г.Н. Ионина и др.
Дощинский указал, что непопадание учебников в федеральный перечень означает то, что его не будет в большинстве учебных заведений страны. По его словам, перечень служит руководством для проведения госзакупок учебной литературы для школ. Таким образом, очень сомнительно, что школы будут закупать учебники, которых нет в перечне. Эксперт добавил, что пособия потеряют массовость и могут остаться только в частных школах.
Педагоги встревожены сильной формализацией процесса формирования федерального перечня. Так, некоторые учебники были исключены из него только за то, что документы на них были поданы позднее срока. Дощинский заявляет, что ситуация, когда дети лишаются качественных учебников из-за несоблюдения правил оформления заявки, является абсурдной. Для решения проблемы он предложил создать площадку для выработка консенсуса всеми заинтересованными сторонами.