Проблема подготовки кадров для цифровой экономики поднята на форуме «Открытые инновации»
Опубликовано 17 октября 2018Пресс-центр комитета Госдумы по образованию и науке сообщил, что председатель комитета Вячеслав Никонов посетил международный форум «Открытые инновации». В своем выступлении он рассказал о проблеме подготовки кадров для цифровой экономики.
Никонов отметил, что количество ученых резко сокращается в связи с оттоком за рубеж или переквалификацией в другие отрасли с более высокими доходами. В связи с этим, если в 1991 году в стране было 1,7 млн. ученых, то сегодня - только 700 тыс. Таким образом, потерян целый миллион ученых, констатировал Никонов. Одно поколение уехало, а второе так и не пришло в науку.
Для цифровой экономики сегодня готовится около 50 тыс. специалистов ежегодно. Вместе с тем, потребность составляет примерно 500 тыс. специалистов. Именно это количество позволит в ближайшие годы сделать качественный рывок. К тому же, готовить эти 500 тыс. специалистов нужно именно для себя, а не для других стран. Для этого нужно, чтобы эти выпускники имели, где работать.
Создание такой среды предполагает не только финансирование научной деятельности и оплаты труда ученых, но и наличие хороших школ для детей, устойчивых научных коллективов, высокотехнологичных компаний, технопарков и т.д.
Кроме того, на форуме выступил министр науки и высшего образования Михаил Котюков. Он рассказал, что около 20% реализуемых в вузах образовательных программ планируется перевести в формат онлайн-курсов. Сделать это намереваются уже в ближайшие пять лет. В кулуарах форума министр заметил, что сегодня идет проработка частичной замены традиционных образовательных программ дистанционными. Частично курсы и программы уже оцифрованы и представлены на специализированных ресурсах. При этом Михаил Котюков заметил, что не все образовательные программы могут быть оцифрованы, некоторые требуют живого общения с педагогом.
Министерство науки и высшего образования работает над инфраструктурой доступа к лучшему образовательному контенту по принципу «единого окна», рассказали в ведомстве. Задача реализуется в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда». На сегодня система содержит уже более 600 курсов, которые могут использовать и вузы, и сами студенты. К тому же, жесткая система отбора не позволяет публиковать некачественные онлайн-курсы.
В пресс-центре Минобрнауки рассказали, что ведомство не планирует перевод образовательных программ полностью в онлайн-формат. Использовать их в процессе обучения можно только добровольно.