Проблемы сельского образования обсудили на Всероссийском съезде сельских учителей
Опубликовано 22 ноября 2014Минобрнауки РФ, Администрация Тамбовской области и «Всероссийское педагогическое собрание» выступили организаторами Второго Всероссийского съезда сельских учителей. Мероприятие состоялось 17-19 ноября в Тамбовской области. В его проведении приняли участие около 500 представителей системы образования, в том числе, представители Министерства образования РФ, члены Совета Федерации, депутаты Комитета Госдумы по образованию, сельские учителя, директора образовательных учреждений, руководители муниципальных и региональных органов власти.
Для проведения Съезда «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм» выбрали именно Тамбовскую область не случайно, ведь она является лидером в сфере сельского образования. Модератором и ведущей мероприятия выступила замминистра образования Наталья Третьяк. Также на пленарном заседании съезда приняли участие вице-премьер Ольга Голодец, губернатор Тамбовской области Олег Бетин, глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов и др.
В своем выступлении на съезде Ольга Голодец отметила, что почти каждый четвертый ребенок в России является учеником сельской школы, а из 48 тыс. российских школ сельскими являются почти 26 тыс. По ее словам, необходимым является повышение качества образования в сельских школах, чтобы его уровень ничем не отличался от уровня городских школ. Также вице-премьер рассказала, что сегодня 93% сельских образовательных учреждений обеспечены доступом к интернету и реализуют программы дистанционного обучения. Она подчеркнула, что все сельские школы должны быть современными.
Также в рамках мероприятия выступил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. В своем докладе на тему приоритетов госполитики в сфере сельского образования он указал, что сохранение образования на селе - это один из приоритетов государства. По словам министра образования, особенность отечественной системы образования состоят в том, что около 50% школ в селах являются малокомплектными.
Ливанов рассказал, что в сельских школах в России сегодня проходят обучение около 3,6 млн. школьников, а среди 500 тыс. сельских педагогов количество молодых учителей возрастом до 30 лет составляет 22%. По мнению главы Минобрнауки, это является свидетельством роста привлекательности профессии педагога для молодежи.
Кроме того, министр отметил, что рост средней зарплаты в регионах будет сопровождаться и ростом зарплат учителей, а в планах Министерства образования - выделение дополнительного финансового стимулирования для будущих учителей сельских школ. По мнению Дмитрия Ливанов, педвузам необходимо строить программу с учетом того, чтобы учителя сельских школ могли вести несколько предметов.
Глава Минобрнауки сообщил и о проектах, которые планирует реализовать министерство в следующем году: модернизация спортивной инфраструктуры на селе, техническое обеспечение сельских школ интернетом и т.д. Также он отметил начало нового масштабного проекта дистанционного обучения для учеников 1-11 классов и рассказал о лучших региональных практиках поддержки сельских учителей и школ. Кроме того, министр выразил мнение, что закрытие малокомплектных школ ради экономии средств недопустимо.
В свою очередь, замминистра образования Наталья Третьяк заявила, что сельская школа является центром культурной патриотической и спортивной жизни села. Каждый ребенок, вне зависимости от места обучения, имеет право на самореализацию и качественное образование, отметила она.
Помимо прочих в селе существует проблема качественного обучения иностранному языку, в частности английскому. Если учащиеся многонаселенных городов получают вполне достойное языковое образование, то в сельских школах наблюдается нехватка соответствующих педагогических кадров. В этом случае, если позволяет материальное состояние и есть желание дать своему ребенку больше знаний, чем может предложить школа, родителям рекомендуется направлять детей в специализированные частные школы за рубежом. Как сообщает газета «Вечерняя Москва» (ссылка на источник), сейчас довольно популярно и распространено британское образование. К сожалению, данное обучение предполагает крупные финансовые вложения, которые не все сельские семьи могут себе позволить. В этом случае выходом может стать дистанционное обучение в режиме онлайн.