Проблемы современного инженерного образования
Опубликовано 06 июня 2014В свое время, советское высшее образование было общепризнанным по всему миру. Волна эмиграции девяностых подтвердила, что на «западе» с «распростертыми объятиями» встречали каждого молодого инженера.
Советские специалисты, благодаря качеству подготовки, даже со скудными познаниями международных языков могли с легкостью найти себе достойное место в жизни. Уже Российские ВУЗы, двигаясь по инерции, некоторое время продолжали выпускать специалистов добротного качества. Однако что мы имеем теперь?
У современного высшего образования далеко не лучшие времена. Очевидных причин две. Первая, это то, чему учат. Большинство отечественных ВУЗов готовят мертворожденных специалистов. К примеру, МАМИ, один из старейших ВУЗов, который теперь называется техническим университетом, имеет множество разнообразных программ обучения, готовящих инженеров-конструкторов кузовов транспортных средств, технологического оборудования и двигателей. А для кого они их готовят? В большинстве случаев современные российские автомобильные производства импортированы из других стран. Естественно, делается это вместе с переводом технологий, необходимых для производства, и оборудованием. Получается, что, к примеру, программа "обучение технологиям прототипирования для инженеров" изначально работает в холостую, потому что зарубежные концерны ставят на эти должности своих людей. Следовательно, им нужны не инженеры, а технологи и техники.
Второй момент - качество самих студентов и всего преподавательского состава. К сожалению, большинство преподавателей советской закалки уже давно на пенсии, а достойно им замены вырастить не удалось. В эру торговли мало кто соглашается заниматься преподавательской деятельностью, которая, как правило, достойно не оплачивается. А студентам диплом нужен лишь для галочки, так как никто не собирается работать по специальностям обучения.
Данную проблему нужно рассматривать на самом верхнем уровне, министерству образования необходимо вынести данный вопрос на обсуждение. Да, на местах, в самих институтах и университетах, этой ситуации уделяют все большее внимание. Правда, выражается оно, как правило, в проведении дополнительных курсов, во многих случаях платных. Однако свидетельство об успешно законченных курсах по обращению с отходами предприятий, полученное в том же МАМИ, открывает гораздо больше перспектив для студентов, чем простой диплом инженера-конструктора. При наличии такого документа у выпускника будет право работать экологическим инспектором.