Проблемы импортозамещения в логистической отрасли
Опубликовано 03 февраля 2024Логистическая отрасль России столкнулась с серьезными проблемами в связи с уходом крупных иностранных поставщиков оборудования и программного обеспечения. По данным исследования INFOLine, доля импортного складского оборудования в России составляла около 80%.
Особенно остро стоит вопрос с вилочными погрузчиками и штабелерами. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2021 году доля иностранных производителей на этом рынке достигала 90%, а лидерами были Kion Group, Toyota, Jungheinrich. С начала 2022 года продажи импортной техники упали на 70–90%.
Также ощутимым был уход компаний-разработчиков WMS-систем управления складом. Доля иностранного ПО достигала около 80% по разным оценкам. Среди лидеров были решения Manhattan Associates, Oracle, SAP. Их уход вызвал сложности с поддержкой систем на российских складах.
В качестве положительного примера импортозамещения можно привести ряд российских компаний, которая активно наращивает производство отечественных штабелеров и ричтраков на своих заводах в Санкт-Петербурге и Липецке. Объем выпуска за последние два года увеличился в 2–3 раза по разным категориям оборудования. Другие российские производители, также наращивают производственные мощности. Среди отечественных производителей специальной техники есть компании, которые также осваивают выпуск новых моделей грузовиков, кранов-штабелеров, которые ранее не производились в России.
В то же время ситуацию облегчает параллельный импорт. Ряд поставщиков, специализирующийся на продаже электрических штабелеров и погрузчиков различных марок и моделей, готовы предоставить модели не только отечественного и китайского производства, но и хорошо зарекомендовавшего себя немецкого и итальянского оборудования, а также организуют поставки запасных частей и агрегатов. Электрические штабелёры от Скай Джи представлены широким ассортиментом высокоподъемных и самоходных моделей импортного производства, которые доступны отечественным заказчикам, включая гарантийного и послегарантийное сервисное и ремонтное обслуживания.
Что касается ПО, то активно развиваются отечественные системы управления складом от компаний Акселот-Л, СОЛВО, СЕВКО, ЕМЕ и др. Ускоренными темпами ведется разработка нового функционала, интеграция с оборудованием.
Тем не менее, полностью закрыть потребности логистической отрасли пока не удается. Нехватка квалифицированных инженерных и ИТ-кадров, сложная экономическая ситуация создают дополнительные сложности для реализации программы импортозамещения.
В качестве мер поддержки эксперты предлагают увеличить государственное финансирование разработок в этой сфере, ускорить сертификацию отечественного оборудования, наладить поставки комплектующих. Это позволит российским предприятиям оперативнее нарастить производство востребованной на складах техники и программного обеспечения.
Таким образом, несмотря на предпринимаемые усилия, отрасль логистики и управления запасами пока испытывает острый дефицит в технических средствах в условиях санкций и ухода иностранных поставщиков. Для решения этих проблем нужны консолидированные действия государства и бизнеса по ускорению импортозамещения в сфере складской логистики.
В статье были рассмотрены проблемы, возникшие в логистической отрасли России в связи с уходом иностранных поставщиков оборудования и ПО, дана статистика по доле импорта, приведены примеры компаний, развивающих собственное производство, предложены меры господдержки для ускорения процесса импортозамещения на складах и в логистике.