Детский омбудсмен раскритиковала темы реализации концепции развития психологической службы в школе
Опубликовано 04 марта 2020Только на 10% увеличилось число педагогов-психологов в российских школах за прошлый год, рассказала детский омбудсмен Анна Кузнецова. При этом она напомнила, что Минпросвещения начало реализацию концепции развития школьной психологической службы. Официальную информацию о ход реализации проекта аппарат уполномоченного по правам ребенка в России получил у образовательного ведомства.
В интервью Федеральному агентству новостей Кузнецова рассказала, что в 2018-2019 учебном году в школах было около 25,5 тыс. педагогов-психологов. По совместительству эту должность занимало 1,5 тыс. из них. Около 58,5% общеобразовательных учреждений имеет в школе педагогов-психологов. С учетом показателей понятно, что темпы реализации концепции составили всего 10% в год. Анна Кузнецова подчеркнула, что речь не идет о немедленном выполнении поставленных задач, но и текущий темп является недостаточным.
Вместе с тем, показатель количества педагогов-психологов в школах нельзя считать главным, уверена омбудсмен. Очень часто с детьми работают люди без необходимой квалификации и с недостаточным уровнем компетенций. Анна Кузнецова добавила, что встречаются случаи, когда специалисты недостаточной квалификации приносят детям не пользу, а вред. Поэтому важно не только увеличивать количество педагогов-психологов в отечественных школах, но и заботиться об их качественной подготовке и регулярном повышении квалификации.
Объясняя тот факт, что только 60% школ нашли возможности для найма педагога-психолога, Анна Кузнецова рассказала о ситуации в Омской области. Распоряжение кабмина предусматривает определенные стандарты размеров зарплат. Средняя зарплата по Омску в прошлом году составила 34 тыс. При этом на одну ставку педагоги-психологи ряда школ получали практически вдвое меньше положенного – примерно 18 тыс. рублей. Оклады специалистов в спецшколах еще меньше – до 17 тыс. рублей. При этом работа педагогов-психологов в таких учреждениях особенно важна, подчеркнула Кузнецова.
Проблема недостаточного финансирования зарплат педагогов-психологов была поднята омбудсменом при общении с губернаторами. Анна Кузнецова отметила, что найти специалиста на такую зарплату достаточно сложно. Учреждения вынуждены договариваться с вузами, открывать дополнительные квоты. При этом важно понимать, что речь идет о дефиците специалистов, которые действительно могут оказать весомую помощь. Детский омбудсмен предложила подумать о создании специальных программ по обеспечению регионов соответствующими кадрами.