Реализация стратегии повышения финансовой грамотности населения на уровне школы
Опубликовано 11 апреля 2023В ходе реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации Минобрнауки и Минпросвещения России провели работу по корректировке учебных программ с целью преподавания элементов финансовой грамотности в рамках существующих учебных дисциплин. Соответствующие изменения были закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах, которые были разработаны Министерством Просвещения РФ в совместной работе со специалистами Банка России. На появившуюся обеспокоенность родителей, связанную с указанными реформами, в Министерстве отметили, что нововведения не приведут к повышению нагрузки на детей. Освоение финансовых компетенций включили в программу таких предметов как «Математика», «Окружающий мир», «Обществознание», «География» и др.
Трансформация учебной программы привела к тому, что молодые люди в рамках тех же традиционных дисциплин осваивают прикладные навыки: анализируют доходы и расходы семьи, составляют личный финансовый план, проводят расчет кредита онлайн или с использованием формул Excel, рассчитывают проценты по банковским вкладам. Отдельный методический блок посвящен безопасности при работе с личными финансами, обзору различных видов финансового мошенничества, в том числе с использованием сети Интернет. Старшеклассники знакомятся с понятием финансовых рисков, учатся рассчитывать налоги, формировать накопления и инвестировать сбережения.
Только за первые два года реализации Стратегии более 30 тысяч общеобразовательных школ включили в учебные программы дисциплин элементы по изучению основ финансовой грамотности. В то же время пока рано говорить о конкретных и измеримых результатах предпринимаемых мер на уровне общеобразовательных школ. Как отмечают специалисты, «финансовая грамотность» должна изменить поведение людей, но пока нет гарантий, что полученные в школе знания будут применены на практике, когда молодые люди получат доступ ко всему спектру финансовых инструментов.
Поэтому очень важно, чтобы на школьных занятиях не только давали знания о финансовых инструментах и методиках расчёта, но также воспитывали принципы обращения с деньгами, личными сбережениями и учили правильной расстановке приоритетов.
Осознание проблематики заставляет педагогов и экспертов регулярно обмениваться методическими наработками и опытом реализации. Одной из таких площадок, которая ежегодно собирает более 2000 участников со всех регионов Российской Федерации, стал методический семинар «Развитие финансовой грамотности у обучающихся в контексте обновленных ФГОС и функционального подхода к современному образованию». На семинаре участников знакомили с новыми разработками: онлайн-платформой, электронными учебными пособиями и другими полезными материалами. Дело в том, что большая часть работы по формированию образовательного контента, созданию методических материалов для обучения финансовой грамотности сосредоточили в федеральных центрах. Созданные таким образом учебные пособия помогают учителям со всех регионов РФ быстрее подготовиться к урокам и повысить эффективность и качество своего труда.
Важным аспектом является мотивация самих обучающихся, проведение игр и школьных соревнований по финансовой грамотности помогут не только привлечь внимание учеников, но и улучшить их понимание финансовых понятий. Чтобы поддержать этот тренд на муниципальном и региональном уровнях организуются внешкольные конкурсы и соревнования. Один из ярких примеров такой инициативы является состязания на Кубок Москвы по финансовой грамотности.