Эксперты сообщили, что реформа образования пока не принесла существенных результатов
Опубликовано 08 июля 2016Представители экспертного центра при кабмине РФ обнародовали аналитический доклад, из которого следует, что образовательная реформа, начатая пять лет назад, не принесла пока существенных результатов. По информации экспертов, новая предложенная схема быстро разочаровала большинство регионов. На сегодняшний день доминирующими так и остаются традиционные формы финансирования и бюджетные учреждения.
Ссылаясь на доклад, издание «Коммерсант» сообщает о том, что, по мнению аналитиков, прошедшего с 2010 года времени не хватило для значительного реформирования российской системы образования. Одним из основных принципов начатой реформы является введение госзаданий, на которые бюджет выделяет целевые субсидии. При этом одновременно госучреждения разделили на бюджетные и казенные. Большую свободу, согласно предложенным изменениям, получали первые. Бюджетные государственные учреждения могли отказаться от субсидиарной ответственности по своим обязательствам, в обмен на что получали возможность оставить за собой доходы, которые они получают от деятельности, не связанной с выполнением госзаданий.
Вместе с тем, авторы доклада указывают, что новый закон лишь незначительно изменил систему образования. Особенности функционирования образовательных заведений, по мнению экспертов, не претерпели существенных изменений. Большая часть регионов стараются сохранить статус бюджетных заведений для своих госучреждений. При этом они не используют в полной мере возможности новой модели.
Явным свидетельством «экономической инерционности» образовательных учреждений эксперты считают тот факт, что объем субсидий бюджетным госучреждениям практически в шесть раз превысил господдежку других форм (в частности, автономной). Что касается собственных доходов образовательных учреждений, то на федеральном уровне они являются значительными, тогда как на муниципальном и региональном составляют не более 10%. По замыслу же создателей новый закон должен был расширить самостоятельность образовательных учреждений. Планировалось сместить модель финансирования к целевым проектам и стимулировать развитие новых инициативных форм образовательных учреждений.
Также, по словам авторов доклада, новый закон предполагал введение требований к качеству образовательных услуг. Вместе с тем, данный процесс регионы так и не смогли завершить, ведь даже на федеральном уровне отсутствует необходимый пакет документов для их разработки.