Общественная палата предлагает реформировать трудовые отношения в вузах
Опубликовано 06 марта 2015В начале этой недели руководители московских вузов представили свой опыт внедрения системы эффективного трудового контракта в высших учебных заведениях. Встреча состоялась на площадке Общественной палаты РФ. По итогам мероприятия комиссия ОП приняла решение разработать для Минобрнауки и вузов рекомендации, которые помогут внедрить в учебных заведениях новый формат трудовых отношений.
Открывая прошедшее мероприятие, член ОП Азамат Тлисов заявил, что в ближайшие годы ожидается сокращение количества обучающихся в высших учебных заведениях. По его словам, только в 2013-2014 году студентов стало на 500 тыс. меньше, а в следующие 5-6 лет их количество может и вовсе сократиться в два раза. В условиях неминуемого снижения нагрузки, система эффективного контракта поможет оптимизировать работу педагогического состава учебных заведений, считает Тлисов.
Ранее Правительством РФ была принята соответствующая программа, которая предусматривает поэтапное повышение оплаты труда для работников системы образования - «Программа поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях». Программа рассчитана на 2012-2018 годы. Для обеспечения реализации этой программы было предложено внедрить новую систему эффективного контракта. На данный момент эта модель уже запущена в российских вузах. Главным отличием предложенной системы является конкретизация показателей и критериев оценивания результатов трудовой деятельности. Благодаря этому создаются условия для стимулирующих выплат в дополнение к основному окладу, которые зависят от эффективности работы и качества услуг, которые предоставлены сотрудником.
Положительные результаты действия системы эффективного контракта представила, в частности, Светлана Кочерга, проректор Московского госуниверситета экономики, статистики и информатики. По ее словам, главными критериями в этом вузе были выбраны такие показатели, как участие в подготовке научных кадров, результаты методической и учебной деятельности. Благодаря этому удалось за год работы системы значительно увеличить число количественных показателей научной работы учебного заведения. К примеру, почти на 25% увеличилось количество научных публикаций учащихся вуза. Кроме того, более чем в два раза увеличилось количество цитирования статей в Российском индексе научного цитирования.