Общественная палата посчитала решение Минобрнауки о введении портфолио ученика в 2015 году поспешным
Опубликовано 23 сентября 2014Участники «круглого стола», организованного Общественной палатой РФ, посчитали введение портфолио ученика при поступлении в вуз несвоевременным и предложили отстрочить его хотя бы на 1 год.
Нововведение касательно портфолио было озвучено в Минобрнауки в начале этого учебного года. В Министерстве сообщили, что внеучебные достижения школьников будут учитываться уже с 2015 года при поступлении в учебные заведения высшего образования. Однако при этом, что именно войдет в портолио, и каким образом это будет учитываться, разъяснено не было. Также возникли трудности у вузов и с оценкой итогового сочинения, которое становится обязательным с этого года.
О необходимости введения портфолио с внешкольными достижениями выпускника говорилось достаточно давно. В то же время практика показала, что образовательное сообщество с трудом представляет, каким образом оно должно учитываться, ведь существующие документы (министерская инструкция) описывают его только в общих чертах. Таким образом, каждый понимает оформление портфолио по-своему.
Недоумение вызвала, к примеру, возможность включения в портфолио волонтерской работы. При этом инструкция указывает, что включать должны именно результат внеучебной деятельности учащегося. В то же время о том, как измерить результат волонтерской работы в баллах не разъясняется. Получается, что эта деятельность школьника может попросту «вылететь» из портфолио.
Кроме того, участники заседания коснулись и вопроса школьных характеристик, в частности, смогут ли их учитывать в качестве внеучебных достижений ученика. Они посчитали этот вариант возвращением к «субъективизму», для борьбы с которым и было создано ЕГЭ. В условиях процветания коррупции в нашей стране выдача хороших характеристик может стать дополнительным доходом, утверждают участники совещания.
Таким же образом обстоят дела и с оценкой школьного сочинения в составе портфолио. Критериев такой оценки Министерство образования не предоставило, поэтому вузы должны будут сами решать, будут ли они учитывать его или нет. Об этом они должны сообщить на своих сайтах в октябре 2014 года. В случае отказа вуза от учета сочинения портфолио может не понадобиться, однако возникает нестыковка с положениями министерской инструкции, в которой сказано, что каждый выпускник имеет право подать портфолио.
Что касается единой базы школьных сочинений, по которой вузы должны были проверять поданные учениками документы, то ее создадут, скорее всего, только к 2016 году. Так что выпускникам следующего года для подачи сочинения в портфолио нужно будет сделать его заверенную копию, причем по экземпляру на каждое направление и в каждый вуз.
Участвовавшая в заседании и.о. главы комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина рассказала, что введение дополнительных критериев при зачислении в вуз считает положительным решением. Однако, по ее мнению, Минобрнауки приняло его слишком поспешно, не проведя обсуждения с обществом и экспертами, поэтому и реакция педагогического сообщества была негативной. Отрицательно отреагировали на это нововведение и родители школьников, для которых Минобрнауки и так уже подготовило сюрприз в виде разделения ЕГЭ по математике на профильный и базовый уровни.