Результаты ЕГЭ требуют не увязывать с профессионализмом педагогов
Опубликовано 29 октября 2015Депутатская инициатива относительно запрета использования результатов ЕГЭ для оценки качества работы школ, а также предусматривающая изменение и унификацию процедуры сдачи единого госэкзамена, была отклонена думским комитетом по образованию. Как сообщает «Парламентская газета», Владимир Бурматов, первый зампред Комитета Госдумы по образованию, отметил, что решение комитета в отношении изменений в ФЗ «Об образовании» не означает отсутствие разумных идей в предложенном законопроекте. По его словам, проблема в том, что изложены в документе эти инициативы некорректно.
По мнению парламентария, результаты единого госэкзамена должны использоваться только для оценивания знаний самых учащихся, а не для формирования мнения о работе местных управлений образования, образовательных учреждений и глав муниципалитетов.
Бурматов напомнил, что еще с 2011 года выступал за исключение результатов ЕГЭ из списка показателей, по которым проводится оценивание работы глав регионов. Он указал, что учет этого критерия приводил только к негативным последствиям. Так, руководители областей требовали завышения итогов ЕГЭ у глав муниципалитетов, те, в свою очередь, обращались с соответствующей задачей к руководству управлений образования. Далее давление велось, соответственно, на директоров школ, педагогов, родителей и, конечно же, школьников. В результате получалась чрезвычайно стрессовая ситуация, уверяет Бурматов.
После исключения результатов ЕГЭ из перечня критериев для оценки работы губернаторов, ситуация в данном направлении стабилизировалась, Однако, по мнению депутата, необходимо поступить аналогично и в отношении рядовых педагогов. При этом не потребуется разработка отдельного законопроекта, достаточно будет принять ведомственное решение.
По мнению Ирины Абанкиной, главы Института развития образования НИУ ВШЭ, использовать критерий результатов ЕГЭ для оценки работы школ нужно осторожно. Она указала, что необходимо учитывать не статичные, а динамичные показатели, то есть насколько меняются в лучшую сторону результаты работы. Кроме того, Абанкина отметила и некорректность сравнения всех школ вне зависимости от их уровня и специализации. К примеру, она считает, что нельзя сравнивать работу сельских школ с работой математических лицеев и гимназий.
В свою очередь, Владимир Бурматов отметил, что одним из разумных предложений, поступивших от авторов законопроекта, является запрет на использование результатов госэкзамена для оценивания работы образовательных учреждений. По его словам, увязывать профессионализм педагогов с результатами ЕГЭ некорректно, ведь далеко не всегда удается таким образом оценить реальные знания учащихся. Учителя пытаются всеми силами помочь ученикам на ЕГЭ, чтобы не получить «нагоняй от руководства». А школьники, которые по итогам таких экзаменов получили высокие баллы, в итоге показывают себя во время учебы в вузе не лучшим образом.