Родители детей с ограниченными возможностями недовольны степенью инклюзии в России
Опубликовано 07 декабря 2013Родителей детей с ограниченными возможностями не устраивает степень инклюзивного образования в стране. В связи с этим было направлено письмо против дискриминации этих детей в получении доступного образования в адрес Министерство образования и науки РФ – Дмитрию Ливанову, Уполномоченного по правам человека РФ Владимиру Лукину, зампредседателя Комитета по образованию ГД РФ Олегу Смолину и члену Общественной Палаты РФ, правозащитнику Борису Альтшулеру.
Родителей детей-инвалидов не устроила Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработанный по заказу Минобрнауки.
Данная Концепция предусматривает для большинства детей с ограниченными возможностями обучение в среде сверстников со сходными или различными ограничениями здоровья. Дети с инвалидностью, уровень развития которых достиг близкого их возрастной норме, могут учиться по обычной программе в обычной школе.
Инклюзивное образование предусматривается только для детей с физическими ограничениями, а дети же с нарушениями развития должны обучаться в специализированных школах.
Судя по всему, родители не довольны, что их дети, отстающие в развитии, могут быть переведены в специализированные школы. Однако, как считает Денис Роза, директор РООИ «Перспектива», например, ребенок с синдромом Дауна не может учиться по обычной программе.
Однако, нельзя в общеобразовательных стандартных школах создать условия для обучения детей, отстающих в развитии; это невозможно сделать уже потому, что такие школы не предусматривают ни наличие специальных образовательных программ для подобных ребят, ни наличие специалистов. Странные желания родителей социализировать таких детей в обычных классах невозможно реализовать; школа не может быть превращена в богадельню; для этого существуют инклюзивные образовательные учреждения. И если в силу каких-то причин таковые не созданы, либо не функционируют как должно, то следует обращать внимание именно на эту проблему. В данном вопросе хорошо обратить внимание на мировой опыт по адаптации детей с отклонением и задержкой в развитии; он весьма успешен. А включение такого ребенка в обычную школу вызовет торможение процесса образования других детей – их большинство, создавая дискриминационные условия уже для них. То есть, ради выполнения желания родителей ребенка с отставанием в развитии нужно ущемить права большинства? О какой тогда справедливости и о каком тогда образовании может идти речь?
Само по себе инклюзивное образование накладывает на рядовую общеобразовательную школу ряд таких нововведений, которые бюджет этой организации может не потянуть. Для таких детей просто необходимо создавать определенные условия на выделенных площадках, но необходим комплексный подход, который оптимизирует бюджетные траты и не будет распылять специально подготовленных педагогов, которых в стране наперечет. Как раз Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья это и предусматривает.