Эксперты обсудили роль учебника в учительской практике
Опубликовано 17 октября 2018Роль современного учебника в учительской практике и фундаментальной науке обсудили на днях в рамках экспертной сессии в Общественной палате РФ. В мероприятии приняли участие представители Института стратегии развития образования РАО и комиссии ОП РФ по развитию науки и образования.
В рамках дискуссии подняты вопросы роли учебно-методических комплектов и учебников в моделировании современной информационно-образовательной среды. Эксперты отметили, что учебник является центральным элементом обучающего процесса. Вместе с тем, очень важно, чтобы он соответствовал изменяющимся запросам школьников и педагогов.
Учебник должен мотивировать на познание и делать освоение знаний для учащихся увлекательным и интересным. С таким мнением согласились ведущие сессии директор Института стратегии развития образования РАО Светлана Иванова и первый зампред Комиссии ОП РФ Людмила Дудова.
Особое внимание участники встречи обратили на такую тему, как цифровизация образования, которая связана с переходом на электронный обучающий контент. Свое мнение по данному вопросу высказал Виктор Болотов, научный руководитель центра мониторинга качества образования ВШЭ. Он отметил, что сегодня часто звучит мнение о том, что учебник уже не нужен, ведь все сведения можно найти в интернете. В свою очередь, эксперт уверен, что учебник должен быть, ведь он систематизирует предметный материал.
Прокомментировали данный вопрос и представители ведущих отечественных издательств, выпускающих учебную литературу. Так, заместитель главного редактора издательства «Просвещение» Юлия Захер отметила, что одной из сложнейших задач при выпуске такой литературы является поиск баланса между простотой формы и глубиной содержания. При этом нужно учесть возрастные и психологические особенности современных детей, последние достижения науки.
По словам Юлии Захер, если такой баланс действительно найден, то работать с учебниками и добиваться результатов проще и легче. Она также подчеркнула, что создание учебников предполагает совместную кропотливую работу психологов, ученых-предметников, методистов, редакторов. Если в рамках сотрудничества им удается создать сочетание простоты, доступности и глубины научного содержания, неотъемлемым элементом учительской практики становится фундаментальная наука.
Отметим, что ранее ВЦИОМ обнародовал результаты оценки качества школьных учебников учителями. Они свидетельствуют, что качеством учебной литературы удовлетворено три четверти педагогов. И большинство из них хотят получить возможность самостоятельно подбирать учебники для преподавания.