Рособрнадзор сообщил о грядущих изменениях в подходах к проверке вузов
Опубликовано 10 июня 2017По итогам Общественного совета Рособрнадзора глава управления ведомства Сергей Рукавишников рассказал журналистам о будущих изменениях в подходах к проверке вузов. Они связаны с законом о риск-ориентированной модели в работе контрольно-надзорных ведомств, которую могут утвердить уже в этом году.
По словам Рукавишникова, эти изменения коснутся не только сферы образования, но и в целом всей надзорной деятельности в государстве. Предполагается, что законопроект будет принят уже к концу текущего года. В документе будут закреплены новые стандарты организации контрольно-надзорной деятельности, обязательные для всех соответствующих ведомств.
Рособрнадзор уже прорабатывает новую модель своей деятельности в сфере образования в соответствии с требованиями законопроекта. Предполагается, что ее реализация начнется после официального утверждения закона. Рукавишников сообщил, что сегодня ведомство проводит проверки образовательных организаций в соответствии с поручениями Правительства либо утвержденного плана на год. Однако после принятия риск-ориентированной модели Рособрнадзор получит право самостоятельно определять зоны риска и уделять им повышенное внимание.
Также начальник управления ведомства сообщил, что новый закон может внести изменения в основания для проверки. В частности, вузы по новой модели могут отнести к группам риска, которые формируются исходя их характера и частоты нарушений, эффективности устранения университетами выявленных ведомством недостатков.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, в свою очередь, заметил, что на протяжении последних трех лет был сложный период, ознаменовавшийся увеличением количества проверок. По его словам, сегодня большая часть вузов, которые не соответствуют госстандартам по итогам мониторинга, лишены госаккредитации. Замглавы ведомства Наталия Наумова добавила, что число плановых и внеплановых проверок сейчас уменьшается. Так, Рособрнадзор сегодня не получил от кабмина поручений на проверку вузов по итогам мониторинга образовательного министерства в 2016 году. Таким образом, заметила Наумова, речь идет о надзорных каникулах.
Глава ведомства отметил, что сегодня возникает вопрос о дальнейшей работе с эффективными вузами. Прежде всего, речь идет о качестве образования. По словам Кравцова, сделать следующий шаг будет сложно, пока в системе высшего образования не будет объективных экзаменов, а также полного понимания качества образования в том или ином учебном заведении. Для примера он привел результаты исследования ОЭСР в отношении влияния на уровень грамотности системы высшего образования. По его итогам Россия стала единственной в мире страной, в которой школьное образование сильно влияет на грамотность, в то время как высшее практически не оказывает на нее никакого влияния.
Кравцов заключил, что сегодня Рособрнадзор хочет перейти к новой модели, которая помогала бы выявлять вузы, нуждающиеся проверке.