Рособрнадзор представил «Портрет учителя в истории современной России»
Опубликовано 11 сентября 2015Масштабное изучение профессиональных компетенций российских учителей истории было организовано Рособрнадзором в апреле-мае текущего года. Стоит напомнить, что инициатива проведения такого исследования принадлежит Александру Чубарьяну, председателю Ассоциации учителей истории и обществознания. Соответствующее предложение он высказал в прошлом году на состоявшемся 12 сентября заседании Российского исторического общества.
В исследовании приняли участие практически все субъекты Российской Федерации, в том числе Республика Крым. Около 6 тысяч учителей истории было опрошено по разработанным вопросам. В преддверии проведения этого исследования была организована серьезная работа по проведению научно-педагогического тестирования методики проверки ответов, а также самих вопросов. Основанием для разработки эффективного инструментария для проверки профессиональных компетенций учителей стал результат анализа итогов работы нескольких фокус-групп. Такие группы формировались в свою очередь, из экспертов и учителей истории.
По итогам проверки Рособрнадзор сообщил, что большинство учителей истории сумели ответить на однозначные вопросы относительно исторических событий и правителей. Сложности такие вопросы вызвали лишь у небольшой группы педагогов, принимавших участие в исследовании.
По словам Сергея Кравцова, ранее такое масштабное по форме, количеству и концепции исследование в России еще не проводилось. Он указал, что результаты этого мониторинга станут основанием для выявления проблемных зон и работы над ними. Глава ведомства напомнил, что в текущем году практически каждый шестой выпускник не сумел набрать минимального балла за ЕГЭ по истории. Хотя, в то же время, в сравнении с результатами 2014 года наблюдается сокращение числа таких выпускников. Кравцов подчеркнул, что итоги ЕГЭ во многом зависят не только от самих школьников, но и от работы учителей.
Проведенное исследование, по словам главы Рособрнадзора, помогло развеять некоторые мифы. В частности, он рассказал, что большинство учителей истории положительно относятся к единой концепции преподавания дисциплины в рамках единого историко-культурного стандарта. Около 50% учителей исходят в определении целей преподавания истории не из необходимости сдачи ЕГЭ или других подобных факторов, а именно из интересов общества и самих учеников.
В октябре-ноябре текущего года Рособрнадзор намерен организовать общественное и профессиональное обсуждение предложений по совершенствованию исторического образования в стране. Кроме того, в планах ведомства - проведение Всероссийской конференции учителей истории совместно с Институтом всеобщей истории РАН.