С 2015 года на ЕГЭ устные ответы по некоторым предметам будут записываться на цифровой носитель
Опубликовано 02 декабря 2013Испытывая трудности с экзаменацией по иностранному языку, Министерство образования и науки РФ разработало и опробовало в пилотном режиме новую форму устного экзамена, так называемое «Говорение». Голос ученика в данном блоке Единого государственного экзамена будет записываться на электронный носитель с последующей расшифровкой экзаменационной комиссией. Предполагается, что эта форма устного экзамена обладает наибольшей объективностью и проверяемостью. При необходимости уточнить баллы ЕГЭ, аудиозапись смогут прослушать проверяющие органы.
В октябре этого года в России были проведены пробные ЕГЭ по иностранному языку. Экзамены включали в себя аудиозапись ответов экзаменуемых в течение 15 минут. Несмотря на скептическое отношение некоторых специалистов, эксперимент не только прошел успешно, но и показал высокие знания учащихся. Пилотный ЕГЭ по иностранному проходил по всей стране – в 83 субъектах РФ. Участие в эксперименте приняло около 24 тысяч учащихся из 10 – 11 классов. Отмечалось отсутствие чрезмерного волнения у ребят, повышенный интерес к устной форме ЕГЭ. Помимо этого, успешно прошла испытания технология приема экзамена, никаких технологических сбоев не обнаружилось. Кроме этого, отмечена высокая готовность членов предметных комиссий к приему экзамена в такой форме.
Как сообщают в Минобрнауки приказ, утверждающий новый порядок проведения ГИА и ЕГЭ с новым разделом «Говорение» будет подписан Дмитрием Ливановым уже до конца года. Дата вступления в силу Приказа – 1 сентября 2014 года. Таким образом, уже в 2015 году школьники начнут сдавать устные экзамены по новым правилам.
Разумеется, аудитории для приема этого вида экзаменов должны быть оборудованы соответствующей техникой.
Помимо записи ответов, в устный блок ЕГЭ добавляется и раздел «Аудирование» – задание записано на носитель, и школьник должен прослушать его (с повтором 3 раза), а затем отвечать.
Как замечает зампред комитета Госдумы по образованию Алена Аршинова, устное проведение некоторых экзаменов – большой шаг к объективизации ЕГЭ. Это сделает экзамен прозрачнее, результаты проверяемыми, а также исключит лишние претензии.
Однако, среди экспертов находятся и противники введения «Говорения». Так доктор психологических наук и член Координационного совета при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Галина Семья заявляет, что эта форма сдачи ЕГЭ ухудшит результаты. По ее словам, подобный способ проведения экзаменов – «дополнительный фактор тревоги», плохо сказывающийся на качестве ответа ребенка. И тут же она противоречит сама себе: «Конечно, есть дети, которых мы называем «социальные лидеры», умеющие грамотно говорить и строить разговор». Видимо Галина Семья считает, что в 10 – 11 классе дети все ранимые и нервные, и их необходимо уберегать от всякого рода стрессов. Госпожа Семья повторяет традиционную ошибку многих социальных систем – селекция худших. Зачем нужны экзамены, если с их помощью невозможна интеллектуальная сегрегация? Просто, для галочки? Цель всего образования – среди учащихся выявлять лучших, а не производить посредственность.
Очень радует, что Министерство образования и науки РФ идет по пути совершенствования ЕГЭ в этом направлении. Блоки «Говорение» и «Аудирование» позволят сдавать гуманитарные предметы в устном режиме, а оценки по ним привести к системе учета баллов ЕГЭ.
Автор: © Aleksej Kuntsevich