Сайты, не соответствующие задачам образования, войдут в список запрещенных ресурсов в образовательных учреждениях
Опубликовано 24 апреля 2014Министерство образования и науки РФ и Минкомсвязи создали требования к фильтрации контента и ресурсов сети Интернет в образовательных учреждениях. Теперь, по оценке специалистов до четверти русскоязычного сетевого пространства из сети школ станет не доступной. Среди не соответствующих задачам образования значатся ресурсы: Gmail, Twitter и Facebook. Таким образом, вредными Минобрнауки посчитало не только ресурсы, содержащие пропаганду наркотиков, насилия, суицида, но и банки рефератов, сайты знакомств и социальные сети.
Как сообщили в ведомстве, система будет куда более «умной», нежели та, которая оперирует списками Роскомнадзора. Помимо использования уже готового перечня вредных ресурсов, доступ ограничат на основании анализа каждой веб-страницы, которую пытается открыть ребенок через школьную сеть. Если система анализа содержания посчитает, что на странице имеется неподходящая информация, то страницу открыть не удастся, а адрес ссылки переправят экспертам для «разработки». В случае признания экспертами контента вредным, то ссылка будет добавлена в реестр, не совместимых с образованием ресурсов (НСОР).
Однако, такая система будет работать, если используется открытый протокол. А многие сайты в целях повышения безопасности оперируют защищенным протоколом передачи данных – HTTPS. Пакеты данных между клиентом и сервером шифруется, так что провайдер не может понять, что конкретно передается. А ведь системы фильтрации контента якобы должны устанавливать на стороне провайдера.
По протоколу HTTPS работают: Facebook, Gmail, Twitter, а также российская социальная сеть «ВКонтакте» предоставляет по желанию выбор между HTTP и HTTPS.
По мнению экспертов, сайты с защищенными протоколами станут большой проблемой для систем школьной фильтрации данных.
Как считает Андрей Колесников, директор Координационного центра национального домена сети Интернет, протоколы таких ресурсов не поддаются анализу, и большинство из них придется вручную просто блокировать, а это чудовищная работа.
Мнения о полной несообразности нового подхода Минобрнауки к фильтрации данных придерживаются и преподаватели. Так Андрей Демидов, сопредседатель межрегионального профсоюза учителей, сообщил, что в некоторых школах блокировкой закрыт доступ к сайту «Википедия», – а это, пожалуй, один из самых популярных справочных ресурсов среди школьников. Зачем тогда нужна школьная сеть, если ребята все равно пользуются собственными гаджетами для поиска необходимой информации? Но многие дети дома до сих пор не имеют выхода в Интернет, а многим не по карману использовать смартфоны и планшеты. И если школьная сеть запрещает пользоваться большинством ранее доступных справочных ресурсов, то о каких инновациях в образовании может идти речь?
Надеяться на то, что в связи с проблемами оборудование подобными системами будет откладываться, не приходится, – министерство сообщило, что промышленная эксплуатация систем фильтрации данных может начаться с 1 сентября 2014 года.
Автор: © Aleksej Kuntsevich