Самостоятельная работа студента в контексте образовательного процесса
Опубликовано 29 июля 2017Образовательная система России сегодня переживает серьезную трансформацию. Основная ее суть - это переход от традиционных принципов передачи готовых знаний к отвечающим современным потребностям в осмысленном, творческом и самостоятельном участим учащихся в образовательном процессе. Общество сегодня нуждается в людях, которые могли бы осваивать постоянно меняющиеся технологии, овладевать новыми навыками, легко адаптироваться к условиям новой действительности. Поэтому при обучении студентов все больше внимания уделяется самостоятельной работе.
Виды самостоятельной деятельности учащихся
Если ранее основу процесса обучения составляли научные положения, то сегодня не достаточно просто передать студенту определенную сумму знаний. Важной задачей педагога стало формирование творческой личности, которая могла бы применять это свое качество во всех сферах деятельности. Из пассивного потребителя знаний студент должен превратиться в активного искателя, который проявляет заинтересованность и инициативу.
Понятие "самостоятельная работа студентов" включает любую деятельность, которая предусматривает воспитание познавательного мышления. Она может вестись как под руководством педагога без прямого его вмешательства, так и при отсутствии взаимодействия с преподавателем.
Различают следующие основные виды такой деятельности:
- работа в аудитории под руководством педагога:
- научно-исследовательские изыскания;
- самостоятельная работа вне аудиторий.
При этом виды внеаудиторной работы студентов могут быть самыми разнообразными: написание домашних заданий, самостоятельных работ, рефератов, проведение расчетов, подготовка к конференциям и т.д. В рамках этой работы очень важно правильно подойти к выбору литературы. Гражданское право, к примеру, - это область знаний, которая требует постоянной актуализации. Изменения в законодательных актах обязательно должны быть отражены в используемой литературе. Поэтому при изучении данного предмета следует пользоваться только актуальными изданиями со всеми нововведениями.
Литературные источники знаний
Основой самостоятельного труда по освоению знаний по специальности является работа с источниками информации (электронными или бумажными). При этом вся учебная литература, используемая учащимися, делится на основную и дополнительную. К первому типу относятся учебники, задачей которых считается упрощение процесса освоения знаний. Работа с ними немного отличается от изучения другой литературы, и предусматривает тщательное изучение изложенного материала (текстового, схематического, графического и др.) с последующим формированием вывода.
Учебные пособия, являющиеся дополнительным средством обучения, позволяют углубить полученные знания и расширить их. Как правило, для каждой дисциплины создается комплекс такой литературы, который включает такие ее виды, как практикум, хрестоматия и т.д. Кроме того, к дополнительным источникам информации можно отнести монографии, периодические и непериодические издания. Большой ассортимент такой литературы направлений «Экономическая теория. Макроэкономика. Микроэкономика», «Финансы», «Бухгалтерский учет» и других представлен в книжных магазинах. Поэтому у учащихся не возникнет сложностей с поиском учебных пособий для организации внеаудиторной работы.
Следует отметить, что роль самостоятельной деятельности студентов не ограничивается изучением конкретного предмета. Она предусматривает более широкую задачу - привить будущему специалисту навыки самоорганизации, способности принимать на себя ответственность, решать проблемы самостоятельно и находить нестандартные выходы из ситуации.