Самые востребованные курсы: изучаем выбор жителей мегаполисов
Опубликовано 17 мая 2024В эпоху цифровизации онлайн образование набирает стремительную популярность. По данным исследовательского центра НАФИ, около 40% россиян в возрасте от 18 до 54 лет проходили дистанционные курсы или собираются это сделать в ближайшее время. Наиболее активными слушателями платформ профессионального обучения являются жители Москвы и Санкт-Петербурга – на столичный регион приходится порядка 35% всех онлайн-студентов.
Высокий спрос на онлайн образование в мегаполисах объясняется целым рядом факторов. Прежде всего, это недостаток времени у занятых горожан и стремление эффективно его распределять. Онлайн-обучение экономит часы, которые пришлось бы потратить на дорогу в учебное заведение. Кроме того, гибкий график освобождает слушателей от необходимости посещать лекции в строго определенное время. Еще один плюс – широкий выбор курсов на образовательных сайтах, который позволяет найти оптимальный вариант вне зависимости от места проживания.
Немаловажную роль играет финансовая доступность многих платных онлайн-программ для жителей столичного региона с их высоким уровнем доходов. Качественные курсы в Москве от именитых учебных центров, университетов и преподавателей-практиков, в первую очередь, расцениваются слушателями не как затратная статья, а как выгодная инвестиция в знания и навыки.
Итак, что же выбирают жители мегаполисов для прохождения переподготовки и дополнительного повышения квалификации? По данным аналитиков Skysmart, пятерку наиболее востребованных направлений у столичных слушателей в 2024 году составили ИТ-специальности (23%), изучение иностранных языков (17%), курсы по маркетингу и продажам (14%), дизайн (11%) и менеджмент (9%).
В ИТ-сфере лидируют программы по обучению Python, веб-разработке, тестированию ПО и кибербезопасности. На языке Python работают современные фреймворки для создания мобильных приложений, мессенджеров и игр. А квалифицированные тестировщики и специалисты по защите данных крайне востребованы на рынке труда.
Среди маркетинговых учебных курсов чаще всего выбирают материалы по интернет-маркетингу, продвижению в социальных сетях и копирайтингу. Ведь эти навыки жизненно необходимы для раскрутки бизнеса в онлайн-среде.
Популярность программ по дизайну объясняется растущим спросом на UX/UI-специалистов и геймдизайнеров. Современные компании крайне заинтересованы в создании привлекательных и удобных цифровых продуктов.
Однако какую бы профессию ни выбрали слушатели, после успешного освоения программы и прохождения тестов их ждут сертификаты и дипломы престижных учебных центров и университетов об окончании курса. Это серьезный шаг к карьерному росту или смене сферы деятельности.
Любопытно, что менее популярными у столичной аудитории являются курсы по финансам и узким специализациям. Если в Москве и Петербурге на долю этих программ приходится лишь 15–20% рынка, то в регионах России их выбирают заметно чаще. По оценке экспертов, дело в разнице менталитетов и предпочтений горожан и жителей провинции.
В периферийных городах люди традиционно больше ценят стабильность, поэтому ориентируются на получение надежных финансовых и бухгалтерских знаний. К тому же здесь более распространена тяга к народному творчеству, рукоделию, психологическим практикам, что отражается на выборе учебных курсов. Интересный факт: жители небольших населенных пунктов вдвое чаще берут онлайн-программы по вязанию, чем москвичи.
Тем не менее, в последние годы наметилась тенденция выравнивания региональных предпочтений. С развитием инфраструктуры и ростом качества жизни молодежь в российской провинции все чаще стремится к современным профессиям. По данным Росстата, в 2023 году доля студентов техникумов и вузов, обучающихся на ИТ-специальностях, в Москве составила 22%, а в регионах - уже 17% против 12% годом ранее.
В целом аналитики EdTech констатируют постепенное сближение образовательных потребностей столиц и регионов. Все больше жителей малых и средних городов осознают важность непрерывного обучения. К 2027 году разрыв в географической структуре онлайн-студентов из центра и периферии может сократиться до 10–15%.
В заключение можно сказать, что предложение современных образовательных онлайн-платформ точно отвечает запросам активной аудитории из двух российских столиц. Жители мегаполисов получают доступ к актуальным знаниям и практической подготовке по самым перспективным специальностям, не выходя из дома. В сочетании с мотивацией и упорством это открывает хорошие возможности для профессионального развития и высоких заработков уже в ближайшем будущем.